Смысл исповеди ­ не в оправдании себя, а в желании исправиться

В современном мире для всего имеется инструкция. Даже для таинства исповеди: кем-­то составлены пошаговые рекомендации и «исчерпывающие» перечни ваших возможных грехов. Но нужно ли искать сценарий собственного покаяния, даже если это первая в вашей жизни исповедь? Конечно, в этом нет нужды, заверяет своих прихожан высокопреосвященнейший владыка Аксий, архиепископ Южно-­Сахалинский и Курильский. Мы сами оцениваем свои поступки ­ Как соотносятся между собой понятия исповеди и покаяния? ­ Действительно, этот вопрос требует разъяснения. Таинство исповеди (в контексте православного учения) происходит в храме перед священником и аналоем с крестом и Евангелием. И свидетельствует о понимании греховности своего проступка и желании исправиться, не повторять его вновь. Таким образом исповедь заключает в себе процесс покаяния. Покаяние же – это сожаление о содеянном, внутреннее ощущение, которое рождается в сердце задолго до исповеди и ею завершается. Если вас тяготит совершенный грех, покаяние начинается еще до прихода в храм. В покаянном устроении человек пребывает всегда – при наличии необходимой самокритичности. Мы оцениваем каждый свой поступок, задаваясь вопросом: добрый он или злой, что он принес людям и мне самому? Проверкой истинности нашего поведения служат заповеди Божьи. Человеческое же суждение всегда пристрастно, особо полагаться на него не стоит. Заповедь Христа будет актуальна для нас всегда: «Не судите, да не судимы будете». Исповедь и покаяние – неразрывны. Результатом покаяния должен быть приход в храм и засвидетельствование перед священником своего желания исправиться – таинство исповеди. ­ Какую роль в исповеди играет священник? ­ Священник здесь – лишь свидетель Таинства, которому дана власть от Бога принимать покаяние, он не отпускает грех. Прощение греха возможно только в случае искреннего раскаяния (даётся по силе принесённого покаяния). Некоторые считают, что могут обойтись без посредства священника. Но сам Господь установил, что в земной церкви (воинствующей, ведущей борьбу не с внешними врагами, а с человеческими страстями) таинство исповеди происходит через священнослужителей – людей, которые на это служение избираются особым образом, соответствуют особенным критериям (обладают определенными духовными способностями). Через молитву священника Господь, по силе принесенного покаяния, подает человеку не только прощение грехов, но и силы против них бороться. Важно понимать, что священник читает разрешительную молитву о прощении грехов, но только Бог зрит в сердце человека. И Бог не стремится наказать, он свободен от страстей, милосерден и если наказывает, то исключительно по любви. Иногда люди выбирают себе духовника: и для исповеди, и для разговора. Неразумно выбирать священника, который слишком снисходительно относится к вашим «повседневным», уже привычным грехам (совершая даже малые грехи, упорствуя в них, мы служим дьяволу). Будьте готовы услышать пасторское назидание и понять причину своего греха. Священник может даже отказаться от духовничества (но не от принятия исповеди), если духовное чадо разочаровывает его своим непослушанием. ­ Как проходит таинство исповеди? ­ Мы говорим о чинопоследовании. В истории православной церкви таинство исповеди отделено от таинства причащения. Да, обычно мы исповедуемся, чтобы очистить свою душу и совесть, сделать ее более чувствительной ко греху, повысить уровень своего духовного ощущения перед другим таинством – таинством причащения. Такая традиция сложилась давно. Я могу соединиться с Богом (причаститься) не тогда, когда моя душа отягощена грехами, а когда я попытался ее к Богу приблизить. Но это – самостоятельные таинства, и к таинству исповеди можно прибегать сколь угодно часто (хоть ежедневно). Главное, не подходить к этому формально. Готовиться к таинству не сложно. Соберитесь с мыслями, проведите «работу над ошибками». Появилось много литературы, описывающей возможные грехи, предлагающей сверяться с их перечнем. Но я отношусь к этому с осторожностью. Любой перечень грехов будет неполным. Но для нас важно, чтобы человек самостоятельно задумывался о своей жизни, чтобы покаяние шло от сердца, а не путем автоматического исключения пунктов перечня грехов. Советую, готовясь к исповеди, записать грехи, чтобы не растеряться и не упустить важного. И нужно не забывать, что дьявол не хочет вашего исправления, всячески мешает и отводит вас от таинства исповеди. Не всегда бывает легко кающемуся даже произнести или записать свои грехи. Для этого нужно духовно созреть. Иногда человек не осознает свой поступок как грех. Но, по мере воцерковления, Бог наделяет человека духовным зрением – способностью видеть грехи (и большие, и малые), чувствовать движение своего сердца. Грехи, о которых тяжело и стыдно говорить, достаточно упомянуть одним словом. Если есть потребность рассказать о каких­либо обстоятельствах, это также следует сделать. Но не нужно пытаться что-то утаить или оправдаться. Не нужно стесняться батюшку, который принимает вашу исповедь, ­ во-первых, его трудно чем-либо удивить, а во-вторых, священники – тоже люди, тоже грешны и так же исповедуются своему духовнику. Сакральный смысл исповеди ­ Какое время выбрать для исповеди? ­ Подходящий момент – время в богослужении, когда священник выходит на исповедь к аналою с крестом и Евангелием (видимое присутствие Бога). Исповедоваться лучше во время вечернего богослужения, накануне причащения. В православии нет кабинок как у католиков, но расстояние до ожидающих своей исповеди достаточное, чтобы никто не волновался о возможности быть услышанными посторонними. В нашей традиции важнее связь с духовником, общение не через ширму, а с глазу на глаз. Если исповедь достаточно серьезная и тяжелая для кающегося, священник может выделить для нее отдельное время вне богослужения, что позволит общаться более подробно. Во время утренней литургии, когда совершается принесение бескровной жертвы, таинство евхаристии, мы стараемся не исповедовать. Но, если люди приходят, никому не бывает отказано в исповеди. ­ Для невоцерковленного человека исповедь очень похожа на визит к психологу... ­ Нельзя выхолащивать сакральный момент исповеди – в этом таинстве присутствует Бог, оно не формально. Нельзя прийти, записав на бумажке свои грехи, автоматически произнести их вслух, вполуха выслушать молитву и рассчитывать на прощение. Если вы прошли таинство исповеди, не имея чувства покаяния, оно бессмысленно. Внешне беседа со священником действительно может превратиться в некую психологическую разгрузку для человека. Священники, как правило, не получают психологического образования, но, если пришедший готов выслушать наставления и поступить сообразно им, он получит необходимую ему помощь. Здесь невидимо действует Бог. Исповедь позволяет начать исправлять свою жизнь, вести ее правильным образом, открывает перед человеком новые горизонты. Быть может, неверующие люди возлагают подобные надежды на психолога... ­ Всегда ли пришедший к исповеди получает отпущение грехов? ­ Бывает, что и не получает. В моей священнической практике был такой случай. Исповедуясь, мужчина признался в том, что одновременно имеет семью и любовницу. При этом он не скрывал, что ситуация его очень даже устраивает. На мой вопрос, зачем он пришел в храм, он ответил: «Просто так». Я не стал читать молитвы, потому что человек не видит своего греха, отказывается признавать его. В таких случаях священник берет ответственность за свое решение и отвечает за него пред Богом. Наложение епитимьи для исправления – еще одно право священника – тоже используется не часто (как правило, бывает продиктовано желанием исправиться самого кающегося и необязательно для исполнения). Священноначалие и сам патриарх говорят, что в духовничестве нужно быть максимально ответственным. Пришедший на исповедь доверяет священнику все самое тайное и сокровенное и надеется на тактичное к себе отношение. Тайна исповеди нерушима ­ Существуют ли поводы для нарушения священником таины исповеди? ­ Если священник раскроет тайну исповеди, он подлежит каноническому прещению (наказанию со стороны своего священноначалия). Поэтому он не может обращаться в правоохранительные органы или предпринимать какие-либо другие действия по предотвращению греха, кроме разговора и увещевания исповедующегося. Мы лишь уповаем на то, что если человек пришел каяться в храм, то он осознал тяжесть совершенного или планируемого поступка и готов исправляться. Есть такой документ – Основы социальной концепции Русской православной церкви, в котором подробно изложено отношение к подобным ситуациям. ­ Чем глубже человек погружается в церковную жизнь, тем больше собственных грехов он способен обнаружить или, наоборот, у него появляется ощущение постепенного освобождения от своей греховности? ­ Святые отцы, отшельники, пустынники, праведники, жившие более духовной жизнью, чем все мы, в конце своей жизни признавались, что «еще не положили начало покаянию». Чувство приближения к Богу дает понимание, насколько ты сам несовершенен и что достичь этого совершенства невозможно. По прошествии лет верующий человек избавляется от многих грехов и начинает видеть те грехи, которых не замечал, но которые тоже следует исправлять. Это и есть духовный рост, духовное зрение. Если человек убежден, что очистился от грехов, значит ему следует более пристально вглядеться в себя – по своей природе человек не может быть безгрешен. ­ Как избежать человеку формального подхода к исповеди? ­ Я бы рекомендовал каждому иметь своего духовника, потому что нам всем необходим взгляд со стороны, особенно если потеряна самокритичность. Не превращайте исповедь в жалобу и обвинение в своих грехах других людей: «Меня спровоцировали, я был вынужден...» Вы пришли в храм с целью исправиться. Не забывайте об этом. Вы стремитесь измениться, видеть в людях и событиях лучшее, обострить духовное восприятие. Спросите себя, не прихожу ли я из года в год исповедоваться в одном и том же грехе? Почему? На самом ли деле я стремлюсь его изжить или уже просто констатирую факт его наличия? Отсутствие решимости и самооправдание, сравнивание себя с более грешными людьми – плохие помощники в деле очищения от греха. Сравните себя с более достойными, с теми, кто духовно выше. Мы никогда не должны переставать учиться жить. И таинство исповеди помогает честно взглянуть на свои ошибки и встать на путь исправления и совершенствования.

Смысл исповеди ­ не в оправдании себя, а в желании исправиться
© Аргументы Недели