Кто сегодня пишет детскую классику уровня «Маленького принца»

2020 год богат на юбиляров из мира детской литературы. В январе отпраздновали дни рождения братья Гримм, Шарль Перро, Аркадий Гайдар, Эрнст Гофман, Льюис Кэрролл и Павел Бажов. Февраль - месяц Агнии Барто и Михаила Пришвина. Увы, нынешние дети читать книги особо не рвутся. Классика пылится на полках. Так может, ближе юному читателю окажется современная детская литература? Лет десять лет назад в России появились издатели, выпускающие книги, которые сами хотели бы прочитать. Так мы познакомились с творчеством Даниэля Пеннака. Его «Глаз волка» и «Собака Пес» - уровня «Маленького принца». Оценили творчество итальянки Анджелы Нанетти, шведа Ульфа Старка, француженки-хулиганки Мари Од-Мюрай, иллюстратора и писателя Свена Нурдквиста, озорных финнов Айно Хавукайнена и Сами Тойвонена. Подружились с котенком-непоседой Финдусом и ворчливым фермером Петсоном, братьями Тату и Пату из Страны Небывалии, которые считают, что на Новый год наряжают Дедов Морозов, а детский сад - это парк аттракционов. Что же случилось? Сместился фокус внимания. Ребенок перестал быть придатком мира взрослых или зверушкой, попадающей в забавные ситуации. Он стал активным персонажем. Теперь дети приглашают взрослых в свой мир. Особенно это заметно в книжках-картинках для самых маленьких. Например, истории Мо Виллемса про голубя, который хочет всего и сразу (щенка, водить автобус или съесть хот-дог), - краткая энциклопедия по детским эмоциям. Ставшие классикой «Очень голодная гусеница» или «Идем ловить медведя» обращаются к областям, которые от нас, взрослых, были когда-то скрыты. Современные писатели не боятся трудных и болезненных тем, таких как расставания, смерть, неполные семьи. Вот как об этом говорит Юлия Кузнецова - автор популярных «Выдуманный жучок», «Где папа?», «Первая работа»: «Я пишу для детей потому, что у меня есть внутренний ребенок. Моя голова похожа на чердак, где живут герои. Раз в год один спускается и говорит: напиши про меня». В январе 2019 года писатель Алексей Олейников (серия книг о Дженни Далфин, «Скажи мне «Здравствуй!») опубликовал результаты опроса о самых значимых российских книгах для детей за последние 20 лет. Важно, что номинантов отмечали сами читатели. И началось. Книги о подростках, созданные литературным дуэтом Жвалевский/Пастернак, «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, «История старой квартиры», «Шутовской колпак», «Выдуманный жучок», полуфантастический «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой или задорная квадрология Анны Старобинец «Зверский детектив»… «Картинки для дебилов» А что же так любимые детворой комиксы? Принято считать, что комиксы - зло. Будто их пишут для неграмотных индивидов, которые не в силах читать даже по складам. Но комиксы тоже поднимают важные темы в своей увлекательной игровой форме. Вот «Хильда» Люка Пирсона - про приключения девчушки из города Тролльберг, окруженного стеной, за которой бродят тролли, великаны, духи воды и леса. Книга веселая и в то же время рассказывает о непростой притирке родителей и ребенка. «Дневники Вишенки» рассказывают о юной журналистке. «Соня из 7 «Буээ» Алексея Олейникова - рэп-комикс, ироничное высказывание о школьных годах, которые не всегда чудесные. Предупреждаем родителей: вам книга, скорее всего, не понравится. А вот подросткам - очень! Олейников говорит: «Мы стоим на пороге второго взрыва отечественной детской литературы. Будут яркие эксперименты, такие как «История старой квартиры» и «Транссиб. Поезд отправляется», будут экранизации, будет больше комиксов. На наших глазах рождается новая детская классика. Приходит поколение, для которого книги о Гарри Поттере - произведения, на которых выросли их родители. Фактор «советской бабушки» будет снижаться». Неужто «сбросим с корабля современности» Барто, Чуковского, Маршака, Драгунского? Ни в коем случае! Великие «Игрушки» Агнии Барто, как подметил кто-то из критиков, приблизились к ясности японских хайку -несколько строк, а смыслов бездна. Но богатство и разнообразие детской литературы никогда не свести к нескольким именам. Пусть расцветают все цветы. А мы насладимся тысячами замечательных историй. Топ-10 отечественных детских книг* «Сахарный ребенок» Ольги Громовой - фантасмагория о свете, который пробивается даже в самые темные времена. «Облачный полк» Эдуарда Веркина - история о советских пионерах-героях, рассказанная современным языком. Пронзительная, грустная и вдохновляющая. «История старой картины» Александры Литвиной и Анны Десницкой: 100 лет российской истории в стенах одной квартиры. «Около музыки» Нины Дашевской. В центре книг этого автора - тонко чувствующий ребенок, умеющий сохранить идеальное представление о мире. «Соня из 7 «Буээ» Алексея Олейникова. Едкая сатира о школьной жизни устами ершистого подростка. «Манюня» Наринэ Абгарян. «Денискины рассказы» из маленького армянского города 1980-х. «Я не тормоз» Нины Дашевской. «Время всегда хорошее» Жвалевского и Пастернак. Их герои - девочка из 2018 года и мальчик из 1980-го - меняются местами. «Зверский детектив» Анны Старобинец. Остросюжетные истории из мира животных с массой отсылок к классическим детективам. «День числа Пи» Нины Дашевской. *Выбор читателей интернет-журнала «Переплет»

Кто сегодня пишет детскую классику уровня «Маленького принца»
© Экспресс газета