Ребенок не может усидеть на месте и постоянно отвлекается. С ним все в порядке?

Что, если дать родителям и педагогам инструмент, благодаря которому они смогут отличать «огрехи» воспитания от физиологических «невозможностей»? Почему ребенок не может усидеть на месте? Потому что ему не интересно, скучно или он не в состоянии это сделать? Почему у него не получается вырезать из бумаги, удерживать легко карандаш, завязывать шнурки и т.п.? Потому что повторил это действие недостаточное количество раз или его руки не могут это сделать по другой причине? Почему кто-то быстро и легко начинает читать и это становится удовольствием, а для кого-то — это тяжкий и мучительный труд? Почему ребенок жалуется, что с ним никто не дружит? Потому что он «не научен коммуникации» или он не может стабилизировать свой взгляд на собеседнике? Если бы родители и педагоги могли отличать одно от другого, и знали, что с этим делать, как много времени и нервов могло бы быть сэкономлено, насколько бы счастливее были дети. Попробуем разобраться вместе с психологом, генеральным директором Института нейрофизиологической психологии Натальей Луниной. Итак, немного примеров с рекомендациями (все рекомендации должны учитывать актуальное состояние здоровья ребенка и медицинские ограничения). Проблема Ребенок не может усидеть на месте, крутится, качается на стуле, а еще постоянно отвлекается, реагирует на любой звук, любое движение, рассеянный, никак не может научиться определять время по аналоговым часам, а еще ему трудно строить отношения со сверстниками, часто ссорится с ними, обижается сам или обижает окружающих — возможно, виной тому вестибулярная система. Недостаточное развитие ее функций сказывается на очень широком спектре возможностей ребенка, выходящих за пределы перечисленного выше. Что делаем? Играем в игры на развитие функций вестибулярной системы: карусели, качели (качаться, садясь обычным способом и боком), батут, прыгалки, кувыркаемся, бегаем с резкими остановками и сменами направления движения и т.п. Проблема Ребенок неловко пользуется столовыми приборами, ножницами, ручками/карандашами (неправильный захват при письме, плохой почерк), не может самостоятельно завязывать шнурки несмотря на то, что ему уже исполнилось 6 лет — возможно? остается активным хватательный рефлекс. Что делаем? Играем в разные игры с мячом (размером с теннисный мяч), чеканим, отбиваем от стенки, подбрасываем вверх и перебрасываем из руки в руку, бросаем с ударом через пол друг другу. Все это время обращаем внимание на то, чтобы захват мяча становился все более ловким с противопоставлением большого пальца остальным пальцам руки. Играем в следующую игру: ставим обе руки на стол в позицию «лапа орла», каждому пальцу назначаем номер, просим отдельно поднимать палец с тем номером, который был назван. Проблема Ребенок медленно, с трудом читает, водит пальцами по строчкам, теряет либо место в строке, либо место при переходе со строки на строку, не может пересказать, что прочитал, быстро устает, «водит носом» по строчкам, и неожиданно сюда же, ходит на цыпочках — возможно, остается активным лабиринтный тонический рефлекс. Что делаем? Играем в игры для стимуляции вестибулярной системы + включаем упражнения на развитие тонуса мышц-сгибателей передней поверхности тела и мышц-разгибателей задней поверхности тела. Например, изображаем свернувшегося ежика, лежа на спине, затем переворачиваемся на живот и делаем «лодочку» и т.п. Агентство стратегических инициатив совместно с Лигой современных родителей запускает большой проект «Родительских встреч» в 8 регионах России. Все мероприятия будут проходить в Точка Кипения АСИ. Первая встреча уже скоро — 29 февраля в Казани. Нейрофизиолог Наталья Лунина расскажет, как правильно сохранять и развивать нервную систему ребенка. Мастер-класс по безопасности, как детей научить навыкам безопасного поведения проведет Наталия Сидорина, разработчик Универсального КОДа безопасности. Для тех, кому актуально, приедет эксперт по ЕГЭ, Максим Сигал и расскажет, как сдать ЕГЭ и не сойти с ума. И для родителей подростков и самих подростков, погорим о подростковой литературе с основателем шоу книжных стендапов «Кот Бродского: говорят подростки» Ольгой Аристовой. Программа и регистрация по ссылке. Если вы хотите посмотреть онлайн, все равно регистрируйтесь на событие! В день мероприятия вы получите ссылку на трансляцию. Для того, чтобы зарегистрироваться, нужно пройти регистрацию на платформе, затем отправить заявку на мероприятие. Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь в Telegram

Ребенок не может усидеть на месте и постоянно отвлекается. С ним все в порядке?
© CHIPS journal