Рудольф Нуреев: детство, проведенное в провинции

Отец Рудольфа Хамит Нуреев был политруком. Из-за этой должности семья была вынуждена часто менять место жительства, пока отец наконец не получил назначение во Владивосток. И вот весной 1938 года семья Нуреевых следует за Хамитом на Дальний Восток. В поезде едут мать Фарида и три ее дочери – старшая Роза, средняя Разида и младшая Лилия. Фарида в положении. Поезд мчит по железной дороге, когда у матери начинаются родовые схватки. Стук колес, бешеная скорость и непрерывное движение внутри вагона — вот тот роддом, в котором 17 марта на свет появился Рудольф Нуреев. Возможно, поэтому у него была особая любовь к поездам. В своей автобиографии он пишет: "Мне нравилось ощущение, будто это меня увозят колеса куда-то прочь. Железная дорога привлекала меня больше, чем школа и даже дом… Я часто ходил на вокзал просто посмотреть на поезда, пока я не чувствовал, что движение становится частью меня, а я - частью движения. Это как-то помогало мне в танце, хотя я и не могу точно объяснять чем". Если рождение в вагоне поезда можно назвать в некоторой степени романтичным , то детство будущего великого танцора таковым не являлось. Вскоре после рождения единственного и долгожданного сына отца Нуреева забрали на фронт. Вновь оставшаяся одна, теперь уже с четырьмя детьми на руках, Фарида переехала в маленькую деревню под Уфой. Через два года они переселились на квартиру к родственникам в Уфу. Три большие семьи ютились в одной девятиметровой комнате. Еды никакой не было, денег тоже. Но даже в таком нищем и голодном детстве у Рудика были счастливые минуты. Музыка, доносившаяся из старого радиоприемника, единственного богатства семьи, уносила мальчика из тесной и людной комнатушки в огромный и необъятный мир его фантазий. Были ли то классические произведения или народные песни – неважно, главное то, какое впечатление они производили на юного слушателя. Именно так, благодаря домашнему радио, произошло его первое знакомство с искусством. Первый в жизни балет Фарида Нуреева работала фасовщицей на кефирном заводе. В советскую пору под Новый год традиционно разыгрывали лотереи между работниками завода. Случилось чудо – мама Рудольфа выиграла один билет в театр оперы и балета. Мама взяла на балет четверых своих детей, надеясь как-нибудь провести всех. Однако в зрительный зал удалось попасть одному Рудику. Показывали грандиозный и популярный в те времена балет "Журавлиная песнь" на сюжет башкирской народной легенды "Сыңрау торна". По преданию журавли спасают жизнь влюбленным. В тот день они спасли не только Зайтунгуль и Юмангула (герои легенды), но и Рудольфа. Мальчику открылся новый красочный и счастливый мир, в котором не было места злу, голоду и нищете. В свои восемь лет Рудольф определился с выбором на всю жизнь – стать балетным танцором. Так сейчас выглядит театр оперы и балета в Уфе. Фото из открытых источников. "Провинциальные дебюты" Обращаясь к биографии Нуреева, часто пишут, что он ещё в детстве любил наряжаться в женские одеяния. Однако на самом деле мальчику приходилось донашивать одежду своих старших сестер по одной-единственной причине – другой в доме попросту не было. В школе Рудольф ни с кем не общался – мальчик, всем существом любивший музыку и танцы, казался странным для своих одноклассников. Танцевальное искусство полностью завладело душой и телом Нуреева. Он посещал школьный танцевальный кружок, выступал с башкирскими народными танцами в деревнях республики. Рудольф Нуреев называл эти исполнения "провинциальными дебютами" — они играли огромную роль в жизни танцора, заполняя его безрадостное детство счастливыми минутами. Всем было ясно: мальчик невероятно талантлив и должен развивать свои способности. Однако в семье так не думали. Отец, человек строжайшей военной дисциплины, никак не мог примириться с тем, что его единственный сын интересуется "девчачьей" профессией. А ещё мальчик хотел освоить игру на фортепиано, на что Хамит Нуреев снова возражал, считая эти занятия бессмысленными. Рудольф всё же достиг и этой цели, потому что всегда знал: в жизни нет никаких преград перед мечтой. Школа, в которой когда-то учился Рудольф Нуреев, теперь является хореографическим училищем и носит имя великого танцора. Фото из открытых источников. В 1949 году пионервожатая школы повела группу детей на встречу со знаменитой балериной Анной Удальцовой, некогда танцевавшей в труппе Дягилева. Рудика попросили станцевать лезгинку и гопак. Удальцова была впечатлена выступлением юного артиста и пригласила его в свой хореографический кружок. В одном из интервью она вспоминает о Рудольфе так: "Это был маленький татарин, молчаливый и неухоженный. Однако он поразил меня своей любовью к танцам. Кроме того, я поняла, что у мальчика – абсолютный слух… Он всегда прекрасно занимался и выделялся среди остальных детей". Именно Удальцова настаивала на том, чтобы Рудольф немедленно отправлялся в Ленинград – поступать в хореографическое училище. С тех пор мальчик буквально спал и видел Ленинград. Всеми мыслями он уже находился там, но физически оставался в Уфе. В 15 лет Нуреева заметили хореографы Уфимского театра оперы и балета. Они взяли юного таланта в театр статистом: так Рудольф Нуреев совершил свои первые балетные шаги на сцене театра родного города. А через два года, в августе 1955 года, Рудольф покинул Уфу и наконец исполнил мечту детства – поступил в Ленинградское балетное училище. После окончания училища Нуреев сразу же вошел в труппу Театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр) и буквально взорвал зрительный зал своим страстным исполнением Фрондосо, дебютируя в балете "Лауренсия". За три сезона он стал незаменимой частью труппы Театра, успешно гастролировал на Западе и каждым своим исполнением покорял всё больше зрительских сердец. В 1961 году Рудольф Нуреев стал "невозвращенцем" на Родину, обретя новые дома на Западе: Парижский "Балет маркиза де Кувенса", Лондонский "Королевский балет" и "Венская опера". Последний день в Уфе. Прощание с малой родиной. После того, как Рудольф Нуреев покинул СССР и стал жить за границей, он лишь один раз вернулся в Уфу. Ему дали визу ровно на 72 часа, чтобы он смог попрощаться с умирающей матерью. Дома его ждала трагедия – больная Фарида не узнала сына. Дом, где он провел свое детство, давно снесли. В тот пасмурный осенний день 15 ноября он в последний раз прогуливался по улицам родного города. Его сопровождали сестра Разида и внучатый племянник. В Театре оперы и балета был выходной день, но артиста все же пропустили в здание. Он прошелся по знакомой сцене, на которой когда-то дебютировал, как балетный танцор, рассмотрел фотографии на стене в фойе и даже узнал некоторых бывших коллег. Во многих своих интервью он вспоминал далекую Уфу, но в тот день она встретила его недружелюбно. О том безрадостном дне в своей книге про балетное искусство Нина Жиленко пишет: "Рудольфа, избалованного славой, вниманием и признанием во всех уголках мира, обдало холодом забвения. Он не мог не обидеться. Может быть, поэтому, приехав через два года в Ленинград, он вел себя довольно высокомерно". На фото ул. Зенцова, дом 40. Рудольф Нуреев жил на той же улице в доме 37. Фото из открытых источников. Заключение ради свободы Рудольф Нуреев умер 6 января 1993 года в Париже. Балетный мир лишился своего величайшего сына. Сейчас о Нурееве вспоминают как о человеке, всегда стремившемся к свободе. Это действительно так. Он не признавал никаких преград, для него не существовало границ. По крайней мере, он всегда старался их преодолевать любыми путями. Балет – единственное, чем всю жизнь хотел заниматься Рудольф Хамитович. Ради танцевального искусства он совершил свой знаменитый "прыжок к свободе", навсегда покинув Родину. Такова была цена его свободы. Но вынужденная разлука с домом, с матерью и родными – не это ли пожизненное заключение великого танцора? Заключение, которое он выбрал ради свободы в искусстве.

Рудольф Нуреев: детство, проведенное в провинции
© Ревизор.ru