Войти в почту

Анатолий Кролл: «Алсу заплатила за желание дочки стать лучшей»

С 17 лет он дирижировал Государственным эстрадным оркестром Узбекистана. В 20 организовал джаз-ансамбль, на выступления которого набивались полные залы. А в 30 лет создал большой эстрадный оркестр «Современник», где начали карьеру будущие суперзвезды - Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Лариса Долина и многие другие. Скоро народному артисту России, дирижеру, композитору, пианисту и джазмену Анатолию Кроллу исполнится 77. В честь этого неутомимый маэстро подготовил большую концертную программу «Анатолий Кролл - 77» и дал интервью «Экспресс газете». - Всего, что у меня есть, я добился своим трудом, - признался Анатолий Ошерович. - Никто за руку меня не тащил. В молодости из-за занятий джазом возникали серьезные проблемы. Тогда, в 60-е годы, его весьма небезопасно было играть. Моя точная биография изложена в картине Карена Шахназарова «Мы из джаза». Помните сцену, когда молодых музыкантов, играющих джаз, застукала комиссия и поставила вопрос об их исключении из музыкального училища? Со мной такое тоже произошло. Впрочем, Гнесинку я окончил с отличием, в это же время и преподавал. Музыка - дело моей жизни. Благодаря ей многое нашел, но и что-то, конечно, потерял. Например, из-за постоянных гастролей обделил своим вниманием собственную семью. Но слава богу, мы с моей Танюшей полвека женаты, а в следующем году нашему сыну Олегу как раз 50 лет исполнится. - Олег тоже музыкант? - Да, но сейчас просто помогает мне с делами. Сын прекрасно водит автомобиль, может что-то починить по дому, а в свое время у нас бывали и совместные концерты. Я в московской квартире живу, а Олег с мамой - на даче. Дело в том, что у нас там очень много животных, которых подобрали на улице. За ними требуется постоянный уход. Я всю жизнь люблю собак и кошек, да и супруга меня в этом поддерживает. Если встречает бродяжек, сразу забирает с собой. Эти существа очень благодарные. Нам, людям, стоило бы у них поучиться. Я когда приезжаю на дачу, отдыхаю душой вместе с родными и этими хвостатиками. Ложусь на кровать, а они запрыгивают ко мне, облепляют и согревают теплом. Одно время целых пятнадцать животных у нас было, сейчас чуть меньше. Понятно, что это недешевое удовольствие, и дело тут не только в большом количестве еды. Это члены моей семьи, и если требуется ветеринар, операция, то не задумываясь раскошеливаюсь. - У сына нет своей семьи? - Он в разводе. Растут два мальчика, моих любимых внука. Антону от первого брака 14 лет, и совсем маленький Олежка - от второго. Олег-старший, к сожалению, очень редко с детьми общается. Если Антон хотя бы иногда у нас гостит, то младшего практически не видим. Увы, не получилось у сына даже с двух попыток создать такой крепкий брак, как у нас с его мамой. Разумеется, каждый из супругов виноват в проблемах, а может, эти семейные союзы оказались слишком скороспелыми. Шикарная девочка - Как вы познакомились с будущей женой? - Когда Тане было 18, а мне 25 лет, я работал в Тульской филармонии, руководил оркестром, а она была студенткой музыкального училища по классу скрипки. Приехала на родину пряника из своего подмосковного города Ступина. И вот случайно, на концерте, посвященному какому-то городскому празднику, и познакомились. Я быстро понял, что это мой человек, и женился. Свадьба у нас была красивая и душевная. А уже в 1971 году у нас родился сын. Таня, которой скоро 70, домохозяйка. Это ее решение - всю жизнь мне и сыну посвятить. Мои родители рано ушли из жизни, супруга их уже не застала. Но думаю, они бы оценили мой выбор. - Вы из творческой семьи? - Нет. Отец работал на руководящих должностях в строительном управлении в поселке Песочном на Урале, где я и появился на свет. Потом мы в Челябинск переехали. В эти края родителей эвакуировали во время Великой Отечественной из Харькова. У меня еще два брата было. Один на 14 лет старше, другой - на восемь. Когда мне исполнилось 16, нашей мамы не стало. Спустя пять лет умер и папа. Так что мне рано пришлось стать взрослым. - Может, поэтому вы стали талантливым педагогом и открыли миру стольких звезд эстрады. А как начали работать с кинорежиссером Кареном Шахназаровым? - Минна Бланк, музыкальный редактор «Мосфильма», нас друг другу представила, когда Карен Георгиевич решил снять фильм «Мы из джаза». В результате мы шесть картин с ним сделали. С Шахназаровым я познакомил и Ларису Долину, которая у меня в ансамбле пела и в результате сыграла у него чернокожую певицу. Мы с Ларочкой давно уже почти что родственники. Она обладает жестким и принципиальным характером, сейчас заведует кафедрой эстрадно-джазового вокала в Институте культуры, где я госэкзамены каждый год принимаю. Вместе с ней время в институте постоянно проводит ее внучка Сашуля. Та музыкой пока не занимается, но девочка шикарная. Я и саму Долину помню еще совсем юной, со времен работы в Одесской филармонии. Прошло время, и когда в Сочи я был председателем жюри эстрадной песни, Лариса подошла ко мне, она тогда в ресторане на берегу пела, и сказала, что хочет работать у меня в оркестре. Романа у нас никогда не было (Хохочет). Жалко, что и Ларисе, и ее дочке Лине (от моего пианиста Анатолия Мианчинского) не везет в личной жизни, а ведь такие достойные женщины! Находят мужчин, все вроде хорошо, и на тебе - развод. - А с другим своим подопечным, Юрием Антоновым, общаетесь? - С Юрой теперь редко видимся. А его первая пластинка вышла, когда он был солистом моего оркестра. В 70-е и 80-е годы он написал свои лучшие песни. Давно ничего нового не выпускает, очень жалко, но и не нужно, наверное. Он - суперталант, не одно поколение выросло на его шлягерах, этого уже достаточно. Видно, сложности у него не только в творчестве, но и в личной жизни из-за непростого характера. Сложным человеком был и еще один мой артист - Вадим Мулерман, который после конфликта с Иосифом Кобзоном уехал жить в Америку. Кто же знает, как правильно в жизни надо поступить. В творческой жизни никогда ничего ровно не идет. Постоянно надо совершенствовать себя, в любом возрасте. Как только подумаешь, что всего достиг, - это конец! Не каждый умеет слышать себя и того, кто рядом, и делать правильные выводы. - Я слышала, вы и с певицей Алсу общаетесь. Как относитесь к мнению, что она купила голоса для дочки Микеллы в детском телепроекте? - Она заплатила за свое желание и желание дочки стать лучшей. Микелла - хорошая девочка, но талант у нее не выдающийся, чтобы победить, были претенденты и лучше. Но и бездарем и отбросом ее тоже считать нельзя, она одаренный человечек - это факт. По-человечески и Алсу, и ее муж - очень приятные люди, любящие родители. Что им думать о чужих детях, которые тоже участвовал в этом проекте? Это все этические вопросы. Я думаю, если дочка Алсу будет трудиться, у нее все сложится в жизни. Микелла, кстати, участвовала не только в «Голосе. Дети», но и в моем фестивале «Очарование джаза». Понятно, что талант Алсу и Микеллы отличается от таланта Ларисы Долиной. Не было бы возможностей у Алсу... Хотя, что тут говорить, возможности были, и точка. Я против самоучек, хотя талант от природы важен, но главное - учеба и педагоги. Они должны правильно воспитать человека. Прикинь! Для того чтобы перевоплотиться в чернокожую певицу для фильма «Мы из джаза», Лариса Долина проводила каждое утро по шесть часов в гримерной. На ее кожу наносили 12 оттенков грима. Певица снималась на шестом месяце беременности. «Меня Шахназаров сам забирал под расписку из роддома и сам лично привозил обратно», - вспоминала она.

Анатолий Кролл: «Алсу заплатила за желание дочки стать лучшей»
© Экспресс газета