Войти в почту

Жестокие дети в Театре имени Наталии Сац

На сцене стоят пока еще не декорации, но то, что их изображает: топчаны, покрытые одеялами, стулья и три роскошных элегантных электронных белых пианино Yamaha, купленных театром специально для премьеры "Жестоких детей". "Весь оркестр, вся партитура этой оперы - это три фортепиано, - рассказывает режиссер спектакля и худрук театра Георгий Исаакян. - Уже одно это делает ее неординарным явлением в ряду оперных произведений, как и принцип минимализма, являющийся основой стиля этого композитора: маленькие музыкальные структуры, которые бесконечно повторяются с вариациями, эмоционально закручивая, вводя публику в транс, в гипноз". Фото: Елена Лапина Взять к постановке оперу Филипа Гласса "Жестокие дети", написанную в 1996 году, — его идея. Исаакян в принципе любит открывать для публики музыкальные раритеты. В театре уже идет целый ряд барочных опер, именно он поставил "анти-оперу" нашего современника Владимира Мартынова "Упражнения и танцы Гвидо" и первую дошедшую до нас испанскую оперу "Любовь убивает" Хуана Идальго де Поланко на текст Педро Кальдерона. "Жестокие дети" продолжат этот ряд произведений, которых нельзя больше увидеть ни на одной сцене в России или даже в Европе. Георгий Исаакян, Алевтина Иоффе и Сергей Михеев. Фото: Елена Лапина Начинается репетиция — и пианистки, сев за устрановленные по диагонали инструменты, играют гипнотическую музыку, которую Филип Гласс создал, чтобы рассказать, или, вернее, пересказать языком оперы историю, придуманную Жаном Кокто в 1929 году. В ней речь идет о брате и сестре — сначала подростках, а ближе к финалу совсем молодых людях, которые почти все время проводят в комнате, где и спят, и едят, и играют в какую-то странную игру, которая смещает их восприятие реальности, сдвигает границы между сном и явью. Позже к ним присоединяются друзья, которые тоже оказываются вовлеченными в игру, где теперь уже есть и любовь, и ревность. Денис Болдов. Фото: Елена Лапина "Медитативная музыка Гласса как нельзя более точно передает состояние детей, описанное в пьесе Кокто, состояние, которое нельзя назвать ни сном, ни бодрствованием, состояние, которое можно поймать только в сумерки, в ту щель во времени, которую дети называют Игрой, то таинственное и священное погружение, что неподвластно людям со "здоровым" разумом", - делится своими мыслями музыкальный руководитель и дирижер спектакля Алевтина Иоффе. "Это история о взрослении, о том моменте, когда в нашу жизнь вторгаются любовь и смерть. Мы здесь видим людей в тот короткий период, когда они думают о том, зачем жить, что главное в мире и почему мы здесь", - говорит Георгий Исаакян. Алевтина Иоффе. Фото: Елена Лапина "Я думаю, что этот спектакль будет интересен всем, кто интересуется современным искусством и готов узнавать, открывать для себя новое. Ведь здесь есть и музыка выдающегося композитора рубежа тысячелетий, знакомого широкой публике по саундтрекам к таким фильмам как "Койяанискатци", "Иллюзионист", "Шоу Трумана", "Часы", "Дневник", "Левиафан", "Елена" и многим другим, — говорит Исаакян. — И есть работа одного из самых интересных современных художников Ксении Перетрухиной". Фото: Елена Лапина Создателям постановки очень важно, чтобы на спектакль не приходили родители с малышами и младшими школьниками. Не случайно на афише указан возрастной ценз "16+": "Этот возрастной ценз — наша максимально серьезная, настоятельная рекомендация: "Жестокие дети" станут единственным спектаклем в репертуаре театра, на который действительно не стоит приходить с маленькими детьми, — говорит Георгий Исаакян, — во всех печатных, рекламных материалах театра мы просим зрителей обратить на это внимание во избежание недоразумений". Тем более, что идти спектакль будет на французском языке. На русском будут лишь титры, которыми будет сопровождаться каждая картина. Фото: Елена Лапина Для художника Ксении Перетрухиной это уже вторая работа в Театре имени Наталии Сац. Первой стала постановка оперы Клаудио Монтеверди "Орфей", выдвинутая на соискание национальной театральной премии "Золотая Маска" в этом году. "Мне представляется остроумным сам факт постановки драмы невзросления на территории детского театра — он прочитывается как художественный жест, выворачивающий наизнанку общепринятую идею герметизации детского искусства, его рафинирования, очистки от "взрослых" смыслов", — говорит Ксения Перетрухина. Афиша оперы "Жестокие дети" В этом спектакле сцена будет представлять собой пространство, окруженное с трех сторон зрительскими рядами и внутри поделенный световыми лучами на девять равных квадратов. В таком минималистичном стильном, практически черно-белом пространстве и будет развиваться история о детях, которые не хотят взрослеть. "Важной темой в этой работе для меня стала полемика с идеологией Forever Young. Персонажи спектакля очень современны в своем нежелании взрослеть. Маньеристский сюжет Кокто-Гласса о заигравшихся детях, не желающих покидать пределы детской комнаты, с неизбежным трагическим финалом — это сюжет нескольких современных мне поколений, присягнувших Питеру Пэну на верность", — говорит Ксения Перетрухина. Премьера спектакля состоится 12 и 13 марта на Малой сцене Театра имени Наталии Сац, который давно уже изменился и стал другим по сравнению с тем, который мы помним по своему детству.

Жестокие дети в Театре имени Наталии Сац
© Ревизор.ru