Сказка для маленьких и взрослых. Смотрим спектакль «Лунная Масленица»
В Театре на Малой Бронной — премьера спектакля «Лунная Масленица». Его показывают во Дворце на Яузе, куда театр переехал на время ремонта. Пьесу белорусского драматурга Павла Пряжко поставил лауреат «Золотой маски» Филипп Григорьян. Что происходит? Обычная семья в сказочных обстоятельствах: родители каждое утро улетают на работу на Луну (там они добывают лунный сыр), а сын Дима и дочка Таня, похожие на ангелов, ждут их дома. Однажды накануне масленичной недели родители не возвращаются, потому что их взял в плен злодей по имени Лунный Жир. Дети отправляются спасать маму и папу, в этом им помогают добрый Робот, на котором прямо на глазах зрителей распускаются цветы, и гигантская неповоротливая Гусеница. По пути герои встречают трогательных Бум-Тика, Пыль, Сырость и мрачного Темноту — то ли вредного духа, то ли персонажа русских народных сказок. «Дети тут — проводники, которые ведут зрителя из одного пространства в другое, но этот мир и для них — что-то неизведанное. Мой герой искренне любит своих родителей, но ни его, ни его сестры не существует, они воображаемые персонажи», — говорит Аскар Нигамедзянов, сыгравший мальчика Диму. Сказочные события разворачиваются в воображении молодой семейной пары, решившей пофантазировать: а что, если бы у них были дети? Мама и папа, наблюдающие за путешествием детей со стороны, время от времени комментируют их поступки, а иногда сами принимают участие в приключениях. Несмотря на сказочные обстоятельства, в спектакле есть что-то, что поймут только взрослые. «Главный посыл пьесы такой: чашка разбита, а вот склеивать ее или нет — это дело каждого человека и каждой отдельной семьи. Если они хотят быть вместе, то никто им не помешает», — считает режиссер Филипп Григорьян. Блестки, мультяшный голос и неожиданные превращения Как обычно, Филипп Григорьян выступил не только как режиссер, но и как художник. Сценографию и костюмы он сделал в соавторстве с Владой Помиркованой, постоянным членом его команды. Они создали постоянно меняющиеся декорации: на сцене появляется то жилая квартира в стиле хай-тек, то старый заброшенный сарай в саду, то, наконец, обшитый фольгой круг, обозначающий лунный пейзаж. На его фоне злодея с помощью специальных тросов поднимают ввысь, словно циркача. Он выглядит роскошно (весь усыпан блестками, в ярко-розовом костюме) и больше напоминает поп-певца, чем душегуба. «Лунная Масленица» — парад аттракционов: робот вылезает прямо из телевизора, дети отправляются на Луну в советском холодильнике, который превращается в ракету, а внутри непримечательной огромной Гусеницы скрывается красавица в великолепном платье, похожая на певицу из фильма «Кто подставил кролика Роджера». При этом разговаривает она смешным мультяшным голосом, ее озвучивает Дарья Бондаренко, сыгравшая маму. «Талант говорить таким голосом я обнаружила в себе давно и все время хотела где-то его применить. Буквально сразу, на первых репетициях, я предложила режиссеру, чтобы Гусеница звучала так. Все посмеялись, решили оставить. Думаю, во многом благодаря такой озвучке Гусеница получилась такой милой. И мне очень обидно, когда люди говорят: “Как хорошо вы придумали с этой компьютерной программой!” Я всем доказываю, что это вовсе не компьютер», — говорит актриса. Спектакль как игра Впрочем, кое в чем компьютер все-таки помог — точнее, опыт взаимодействия с ним. Во время проработки персонажей, говорит Дарья Бондаренко, она вспоминала компьютерные игры-бродилки, в которых постоянно появляются новые герои. «Мне нравится моя мама. Это в новинку для меня, я никогда не играла взрослых персонажей, у которых есть дети, поэтому было интересно разбирать и понимать, как себя ведет этот человек, как он размышляет, что он чувствует», — рассказывает актриса. Для актера Дмитрия Варшавского, сыгравшего папу, прототипом героя стал собственный отец. «У меня получился такой добрый папа, которому можно рассказать любой секрет. Мой папа еще с моего детства зарекомендовал себя как настоящий друг, и герой, которого я сыграл, такой же», — говорит он. Дети в этой пьесе совсем не похожи на тех, которые обычно фигурируют в сказках, считает Алла Иванцова, перевоплотившаяся в девочку Таню. И передать их характеры тоже оказалось непростой задачей. «Обычно детские персонажи максимально эмоциональные, они много улыбаются, смеются, а здесь, наоборот, они слегка отстраненные и какие-то космические. Иногда было непросто поймать это состояние», — отмечает актриса. Тандем драматурга и режиссера Режиссер Филипп Григорьян и драматург Павел Пряжко встретились в режиссерско-драматургической лаборатории Михаила Угарова в 2007 году, потом вместе работали над спектаклем «Третья смена» в Театре Йозефа Бойса, а затем над «Полем» в «Школе современной пьесы» и «Пушечным мясом» для фестиваля-школы «Территория». «Лунную Масленицу» Пряжко написал специально для Григорьяна больше 10 лет назад, но сценическое воплощение она получила только сейчас. «Идея создать этот спектакль появилась, когда у меня не было еще ни одной большой театральной постановки. Я показал ее Константину Богомолову, и она ему очень понравилась. Он предложил мне заняться ею в Театре на Малой Бронной», — рассказывает режиссер. «Лунная Масленица» стала одним из первых спектаклей в новой программе «Большие режиссеры маленьким зрителям», придуманной новым художественным руководителем Константином Богомоловым. Этот цикл в конце прошлого года открыла «Женщина-змея» Олега Долина по сказке Карло Гоцци. У Филиппа Григорьяна уже есть опыт создания спектаклей для детей: в «Практике», например, он однажды поставил «Агата возвращается домой» Линор Горалик. Следующие показы — 15, 22, 25, 28 марта, а также 5 и 26 апреля. Белила, маски и бархат. Смотрим спектакль «Женщина-змея» Театра на Малой Бронной