Новый спектакль Вологодского драмтеатра дает возможность каждому зрителю задуматься о том, как мы живем

Речь идет не о качестве жизни и даже не о ее смысле. Главное, на что стараются обратить внимание режиссер Алексей Ожогин и актеры, - содержание тех лет, которые отведены человеку. На что мы их тратим? Что создаем? Строим? Разрушаем? И стоит ли эта игра свеч? Вне времени Спектакль поставлен по одноименной пьесе Леонида Андреева, одного из наиболее экспрессивных представителей Серебряного века русской литературы. В этом году произведению исполнится 113 лет, но актуальность материал не потерял. В его основе лежит сюжет, который со сменой эпох лишь приобретает новые смыслы. Центральный персонаж практически обезличен. У него нет имени и отличительных черт. Мы знаем, что Человек - архитектор, его талант принес ему деньги и славу, но вряд ли отзовется в вечности. Он женат, является отцом. Вместе с главным героем зрители проходят через пять картин пьесы: «Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека», демонстрирующие основные этапы жизни. «Неудержимо влекомый временем, он непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верху к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже не поднимется нетвердая нога его. Ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час, минута. И в слепом неведении своем, томимый предчувствиями, он покорно совершит круг железного предначертания», - говорит в прологе пьесы Некто в сером (актер - Андрей Светоносов), с которым связывают мистическое начало, судьбу или Божий умысел. Персонажи пьесы не заостряют внимание на смысле своего существования. Да, главный герой задается этим вопросом, но, по мнению драматурга и режиссера, результат поиска - не абсолютный. Это желание Человека, возможно, сиюминутное и эгоистичное. Единственное, что носит непреложный характер, - удары судьбы и противостояние им. Хотя, как правило, и обреченное на неудачу. Эти попытки - суть человека, его главное стремление, неосознанное, архаичное, инстинктивное. Пока внутри нас теплится огонь жизни, мы будем создавать, желать признания, славы или богатства, хвататься за соломинки и бороться. Модели и поклонники Что сразу же привлекает внимание на сцене, так это объемный лестничный лабиринт. Водя по нему глазами, зритель сам придает движение этому элементу декорации и словно впадает в транс. «Переходящие из одного в другой лестничные марши несут в себе несколько метафор. Мы проводили ассоциации с разными вариантами развития событий в судьбе человека, с линиями жизни на его руке и, конечно, с тем, что главный герой - архитектор. В этом отношении декорации подчеркивают, что каждый из нас сам создает мир вокруг себя», - говорит художник-постановщик спектакля Елизавета Егорова В спектакле нет явных намеков на время действия, а сами персонажи, за исключением Человека и его жены, не меняются и даже не стареют. И это еще один символ, на этот раз - выбора. Несмотря на влияние неотвратимых сил, люди сами выбирают свою стезю и то, кем они будут в конце. Режиссер Алексей Ожогин показывает нам возможные последствия выбора, демонстрируя разные модели поведения. Во-первых, доктор, который не испытывает эмоций к своим пациентам, не служит высшим идеалам профессии и в конце не приносит никакой пользы. Он сам ставит себя в такие условия, прячась от внешнего мира. В спектакле на это указывает черная объемная одежда, словно встающая преградой между врачом и его клиентами. Во-вторых, толпа родственников и гостей на балу, которая по времени нахождения на сцене едва ли не играет более важную роль в спектакле, чем центральный персонаж. «Наверное, здесь основная сцена - все-таки бал. Мы использовали яркие, даже едкие желтые тона, а головные уборы гостей выполнены в форме рогов. Во всем этом есть что-то бесовское. Мне хотелось передать стадность толпы, показать ее животную природу: они идут за Человеком, потому что он богат и может дать им желаемое, но при случае легко забудут своего кумира. И будут восхвалять нового. Но восхвалять ли? В сценах с толпой Человек лишен реплик, и о его жизни мы узнаем по слухам и сплетням, которые производит окружение. Это интересный феномен общества, когда мы составляем представление о человеке через мнение других людей о нем», - говорит Елизавета Егорова. В центре внимания И, конечно, главная модель поведения, которую исследует режиссер, представлена Человеком, образ которого на сцене воплотил Дмитрий Бычков («Гамлет»). Вместе с ним мы проживаем жизнь главного героя словно свою собственную. «Мы с режиссером обсуждали роль и штрихи к образу, которые необходимо дать моему герою. Например, в первых сценах, где показывают молодость Человека, я старался говорить высоким голосом, иногда срываясь на фальцет, а ближе к концу спектакля, наоборот, понижал регистр. Если говорить о психологии персонажа, для меня главным стала борьба с гордыней, собственным эго. И я считаю, что Человек не побеждает. Именно от этого все проблемы…», - говорит актер Дмитрий Бычков. «Жизнь человека» - третья режиссерская работа Алексея Ожогина как художественного руководителя Вологодского драматического театра. Две предыдущие - «Зойкина квартира» и «Месье Амилькар, или Человек, который платит» - отличали размах, эпатаж и вызов. Теперь история совершенно иная: камерная, рассказанная шепотом в большом зале. Однако, несмотря на внешнюю непохожесть, именно она показывает вершину пирамиды ценностей, к которым стремятся люди: безопасность и комфорт, любовь и дружба, развитие и самореализация. Правда, у Алексея Ожогина каждая ступень показана с обратной стороны. Так, в «Зойкиной квартире» люди создают новый социум, закладывая в его основу личную выгоду. Александр Амилькар, жаждущий построить вокруг себя идеальный мир, компенсируя деньгами сердечные муки, в конце концов не способен поверить в настоящее чувство. И теперь человек, который проносит через всю свою жизнь стремление оставить после себя след - в жизни, в обществе, хотя бы в мыслях других людей, а на смертном одре оказывается в пустоте и одиночестве. Почему так? По всей видимости, Алексей Ожогин говорит о том, что у каждого человека внутри есть своя червоточина, подчиняющая себе все вокруг нас и наше ощущение себя в этом. То может быть жажда наживы, неуверенность, страх, вызванный предательством, или же собственное эго, мешающее просто жить и радоваться жизни… Мы сами выбираем, в каких цветах рисовать окружающий мир, какие люди войдут в наше окружение, чему будут подчинены каждый наш год, день и час. Мы сами выбираем, кем нам быть. И этот выбор основан не на инстинкте выживания, а на инстинкте жизни.

Новый спектакль Вологодского драмтеатра дает возможность каждому зрителю задуматься о том, как мы живем
© Вологда.рф