"Очень женские истории": Телесное, Интимное, Правдивое

Sobesednik.ru — о новом проекте Натальи Меркуловой и Юлии Мишкинене, посвященном всем радостям и горестям женской доли. В 2013-ом году режиссеры Наталья Меркулова, Алексей Чупов и продюсер Юлия Мишкинене выпустили фильм-откровение. Их «Интимные места» вскрыли назревшие гнойники современной России, не вдаваясь при этом в истерию и не мельтеша громкими лозунгами. Психосексуальные комплексы раскрывались тонко и лаконично, при помощи нескольких историй. Их участниками были снимающий гениталии фотохудожник; бездетная пара, молчаливо переживающая кризис и подавляющая свои желания; погруженный в проблемы с продажными особами психотерапевт, пациент которого, в свою очередь, мучается из-за влечения к женщинам нестандартной внешности. Особенно шедевральна и одновременно показательно одна сюжетная линия. В ней героиня, образ которой тончайше передала Юлия Ауг, днем работает чиновницей и отстаивает законы об ужесточении нравственности, а ночью беспощадно эксплуатирует вибратор. Очевидно, что российскому обществу, мимо которого сексуальная революция все же прошла, было необходимо, как минимум, взглянуть в зеркало. Идея, ставшая отправной точкой к зарождению нового фильма, возникла после выхода «Интимных мест». Мишкинене и Меркулова сняли короткий метр про двух сестер, но после монтажа душа стала требовать большого проекта, пласт которого бы состоял из нескольких жизненных историй про современных женщин. Так родились «Очень женские истории» — логичное продолжение «Интимных мест» и откровенный разговор, посвященный женской идентификации. Кадр из фильма "Очень женские истории" // фото: скриншот с YouTube Фильм по сути своей также состоит из нескольких историй, только тут он формально разделен на пять новелл. Героинями картины являются сестры, приятельницы, влюбленные в одного мужчину женщины и подруги по несчастью. Первая новелла Оксаны Михеевой «Эс, как доллар, точки, джи», будто выродившаяся из «Черного зеркала», сразу бьет в лоб своей фантасмагоричностью. Действие происходит в мире будущего, где мужа также легко заказать, как заграничный паспорт. Ну как легко – нужно встать в очередь (куда ж без этого в России), пролистать огромный каталог и отобрать свободные экземпляры. А еще – чем выше у тебя уровень, тем лучше ты сможешь выбрать мужчину. В такой центр приходит героиня Анны Михалковой. Обманом она пытается продлить подошедший к концу контракт, но ее быстро вычисляют, понижают уровень (теперь она сможет выбрать мужа только от 72-х лет) и назначают штраф. Картина удручающая. Впору, чтобы ужаснуться возведенным в ранг нормальности сексизму и эйджизму, платкам, покрывающим голову каждой женщины, кроме роботоподобных сотрудниц центра – в такой форме видится и нынешняя бюрократия. А все остальное, кажется, как было, так и осталось. Не очень-то похоже, что героиня Михалковой счастлива, и сбежать ей от этого несчастья все еще некуда. «Куда сбежать? Поймают же» – говорит взятый напрокат муж Анны, который вскоре пожалуется на «слишком частый» секс (три раза в неделю) с новой пассией. Судя по всему, ситуация с асексуальностью тоже плачевна. Вторая новелла уже более приземлена и имеет форму некой поучительной истории. Да и называется она «Урок рисования для взрослых». Героиня Любови Толканиной подлавливает мужа с его молодой любовницей, но не закатывает истерику, а сближается с девушкой и приглашает ее на дачу, где в том числе должен быть супруг. Классическая история семейного кризиса, когда даже роковой красоты женщина становится неинтересна для мужа в сексуальном плане. Лика Ятковская потрясающе работает не только с концепцией, взращивая из тривиальной идеи умную, тонкую и забавную историю, но и с формой. Шикарная работа с близостью. Когда героини Ильяшенко и Толканиной находятся в одном помещении, происходит магия. От них обеих исходит бешеная энергетика, в первом случае – необузданной, познающей жизнь девушки, а во втором – статной элегантной женщины, для которой эта история становится толчком для выплеска подавленных желаний и раскрытия сексуальности. Музыка тут – уникальный пласт, она как продолжение истории, обволакивает сюжет, выливаясь в отдельную форму. Кадр из фильма "Очень женские истории" // фото: скриншот с YouTube В новелле Натальи Меркуловой, название которой «Сестры», двух героинь играют Виктория Толстоганова и Виктория Исакова. Симбиоз актрис, как и сама история, – это что-то с чем-то. В маленький сюжет умещается фрагмент из жизни сестер, одна из которых страдает алкоголизмом, а вторая, терзаемая укоренившимся чувством вины, жертвует своим временем и жизнью, чтобы поднять родственницу на ноги, да и просто не дать ей умереть. Меркулова, как и в «Интимных местах», невероятно работает с телесностью, которой до сих пор боится российский кинематограф. В коротком метре в легкую крупным планом демонстрируются все прелести интоксикации, как одна девушка надевает на другую трусы и моет ее в ванной. Камера при этом не боится подойти как можно ближе. На эмоциональном уровне сюжет балансирует между трепетной любовью и яростью, вместе с накопившимися подавленными эмоциями выплескивающейся в благом мате, который тут же заглушается чувством вины. Промежуточным этапом между этим, казалось бы, вечным круговоротом серой будничности становится сцена в ванной – по-детски наивный ностальгический диалог будто останавливает время, заставляя по-настоящему поверить в слова из звучащей в фильме песни: «Меня любовь оторвала от суеты…». У героини Дианы Дэлль по расписанию завтрак, йога, готовка и… безрезультатные попытки добиться внимания от безразличного мужа. Каждый новый день она проводит как предыдущий под давящие звуки работающей стиральной машины, пока однажды одной ночью с ней не случается злополучное приключение. Образная, метафоричная и удручающая история Антона Бильжо о столкновении со своим внутренним «я», о том, как подавленные потребности, неудовлетворенность жизнью и осознание собственной ненужности может выплеснуться в неконтролируемые действия и привести к непредсказуемым последствиям. Самое печальное, что в положении тотального одиночества вырваться из этого круга может быть очень тяжело. Он вновь затянет тебя, и ты будешь болтаться там, как в той самой «стиралке», которая прополощет и выплюнет тебя. А затем — все по новой. В своей «Выставке» Анна Саруханова позволяет рассмотреть всю уязвимость и хрупкость женского мира изнутри. Героиня Полины Виторган идет на выставку, чтобы стать живым произведением искусства. По дороге про себя она мечтает о свободе, об избавлении от боли, о том, как было бы хорошо быть статуей, такой же стойкой и устойчивой к чувствам. Вот только интересно, что после исполнения такого желания жизнь заставляет ее взглянуть в лицо своим страхам и боли – на выставке девушка встречается с пассией своего бывшего. Потрясающая метафора и форма. Метр будто ставит героиню на освещенную прожекторами арену, где она остается один на один со своей болью, обнаженная и уязвимая под прицельным взглядом окружающих. Но Саруханова проводит нас через этот неизбежный путь, чтобы в итоге вывести к освобождению, сорвать оковы комплексов, обид и отпустить в новое свободное будущее прямо под дождь. Он то уж точно окончательно смоет все оставшиеся следы тягот прошлого. Какими выйдут из этих перипетий героини однозначно отвечает не каждая новелла. Но вся прелесть «Очень женских историй» в том, что они копают глубоко в душу, вскрывают наболевшее и, как «Интимные места», способны заставить увидеть себя со стороны. Да и нужно ли больше?

"Очень женские истории": Телесное, Интимное, Правдивое
© ИД "Собеседник"