Войти в почту

Создатели детского контента надеются на поддержку государства

В конце января стало известно, что детская образовательная телепередача «АБВГДейка», выходившая в эфир с 1975 года, прекратит производство выпусков на неопределенное время. По мнению экспертов, спрос на российский детский контент большой, но удовлетворить его не всегда получается. Одной из причин специалисты называют недостаточную государственную поддержку начинающих авторов. Кроме того, культурные продукты для юных зрителей можно сделать доступнее — для этого творческие люди предлагают в том числе регулярно проводить акцию «Ночь в театре» по всей стране. Рекламодатели опасаются приходить в новые ТВ-программы для детей Закрытие «АБВГДейки», радовавшей зрителей на протяжении 45 лет, худрук программы Татьяна Черняева объяснила финансовыми трудностями. В свою очередь, пресс-служба канала «ТВ Центр», на котором передача шла с начала 2000-х, заявила, что такое решение было принято в связи с окончанием контракта, а также с тем, что «наступает время перемен, меняется и сам канал, и телевидение в целом». Впрочем, стоит отметить, что низкий рейтинг программы объясняется лишь временем выхода в эфир — ранним утром по субботам с 05:45 до 06:10, когда все — и не только дети — еще спят. Кстати, на официальном канале в YouTube выпуски «АБВГДейки» набирают до полутора миллионов просмотров… За свою историю передача не единожды закрывалась, а затем возобновляла производство. Как будет на этот раз, покажет время. Однако уже сегодня можно говорить о явной нехватке детского контента на ТВ, уверена худрук петербургского Музыкального театра детей, композитор, автор хитов мультфильма «Смешарики» Марина Ланда. «В телепрограмме можно найти больше 20 каналов для юных зрителей, но общедоступным цифровым является только «Карусель». Еще передача «Спокойной ночи, малыши!» каким-то чудом осталась на канале «Культура», но на других федеральных каналах детских передач практически не показывают», — отметила она. Есть различные развлекательные шоу для молодежи вроде вокальных или даже кулинарных конкурсов с участием подростков, но развивающих среди них нет. Причина, по мнению Ланда, в недостатке финансирования со стороны государства и в опасении рекламодателей давать ролики во время новой, малознакомой для зрителя программы. С анимацией дело обстоит лучше. Так, мультфильм «Маша и Медведь» про маленькую девочку и ее косолапого друга уже стал национальным достоянием страны и вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Общее число его просмотров перевалило за 40 миллиардов, серии, которые смотрят более чем в 130 странах, переведены на 36 языков. «Этот русский продукт популярнее водки, газа, Достоевского, балета и икры, — восхищалось итальянское издание La Stampa. — Фильм создает национальный образ, сопоставимый с техасскими ковбоями и монахами из Шаолиня». Более чем в 60 странах показывают и наших «Смешариков», причем китайская аудитория мультика даже превышает российскую. В Поднебесной сериал назвали «Кай-Син-Чиу» (в переводе — «счастливые шарики»). Каждый герой ленты получил свое китайское имя, которое трудно произнести на русском, но сюжет о приключениях шаров, стилизованных под животных, понятен детям во всем мире и без перевода. «Это очень хорошие мультфильмы, зрители ведь смотрят то, что интересно и качественно сделано, насильно смотреть не заставишь, — отмечает Ланда. — Но важно и то, что эти сериалы были поддержаны государством». По ее словам, талантливых художников, занимающихся анимацией, в стране много, они показывают свои работы на различных фестивалях в регионах. «Проблема в том, что эти продукты можно увидеть только на таких показах. Возможно, стоит подумать о введении господдержки для авторов-аниматоров, чтобы лучшие мульт-фильмы могли выходить на телеканалах», — полагает эксперт. С тем, что на экранах должны появляться новые продукты, согласна и член думского Комитета по культуре Наталия Пилюс. «В этом плане важны современные подходы в продвижении и грамотное смысловое наполнение детского контента, — считает депутат. — Великолепные советские мультфильмы — «Двенадцать месяцев», «Спящая красавица», «Ну, погоди!» - учили добру. Перед современными авторами стоит задача не опустить эту планку». «Ночь театров» стоит распространить на всю страну Отдельная тема — детские театры, помогать которым стоит гораздо больше, чем театрам для взрослых, уверен народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков. Он напомнил, что в течение трех лет такие культурные учреждения получали поддержку в рамках партийного проекта «Единой России» «Культура малой родины». «Главная задача проекта — поддержка театров, в первую очередь детских. Никогда ранее такой поддержки еще не было. Это крайне важно, ведь театр — это самый доступный вид искусства для семейного похода», - отметил он. В 2020 году финансирование детских театров сохранено в прежнем объеме — это один миллиард рублей. «Мы начинали с суммы 320 миллионов рублей — субсидии распределялись на все детские театры, — вспоминает первый зампред думского Комитета по культуре Ольга Казакова. — В первую очередь на повестке была поддержка постановочной деятельности — у многих из них не было средств даже на то, чтобы сделать широкую афишу, а значит, и привлечь зрителя». Ситуация была неприемлемой, ведь на театры для самых юных зрителей возлагается задача не только в части досуговой, но и образовательной, просветительской деятельности. В таких условиях культурные учреждения были вынуждены делать коммерческие спектакли, чтобы билеты на них хорошо продавались. «Благодаря государственной поддержке у них появилась возможность ставить более серьезные и качественные постановки по произведениям отечественной классики, а в республиках — в том числе национальных авторов. В 2018-2019 годах на субсидии был выделен уже миллиард рублей», — подчеркнула депутат. Важную роль играет и Большой детский фестиваль, на котором ежегодно определяют лучшую постановку по произведениям отечественных классиков среди детских театров. Присуждается три премии, каждая из которых включает специальный приз, диплом лауреата и денежное вознаграждение в размере трех миллионов рублей. Участвуют не только детские театры — кукольные, музыкальные, драматические, — рассказал Безруков, представлена также анимация, цирк и кино. «Самое главное, что лучших из лучших выбирают дети в возрасте до 14 лет», — пояснил он. Такие фестивали помогают проявить себя новым авторам, пока же в репертуаре большинства культурных учреждений только классические постановки. «Кошкин дом» я смотрела раз пять, — говорит Наталия Пилюс. — Одна из лучших сказок ХХ века очень востребована в театрах кукол и детских театрах. Спектакль «Синяя птица» также посмотрела с восторгом — ­постановка нравится и взрослым, и детям. Но очень важно, чтобы появлялись и новые детские пьесы». По словам законодателя, со-временных авторов для юных зрителей в стране не так много. Одна из причин, возможно, кроется в том, что у детей в силу загруженности в школе остается не так много времени на досуг и в том числе на посещение театров, говорит Марина Ланда. «Общее культурное образование сегодня не входит в приоритеты. На мой взгляд, необходимо проводить отдельные тематические факультативы по культуре для детей. Кроме того, для популяризации детского театрального искусства можно было бы распространить на всю страну акцию «Ночь в театре» по аналогии со ставшей популяр-ной «Ночью музеев», — полагает эксперт. Современным авторам нужна помощь По словам Ланда, петербургский Музыкальный театр детей ежегодно принимает участие в акции «Ночь музеев» — на спектакли, которые проходят с 6 до 9 вечера («ночь» в данном случае — понятие условное), приходит много родителей с детьми, молодежи. «Возможно, стоит сделать столь же популярной и «Ночь театров», тем более что такая акция в сфере библиотечного дела уже появилась», — считает она. В библионочь свои двери открывают не только читальные залы, но и галереи, культурные центры и книжные магазины. В 2020 году акцию посвятят Сергею Есенину — в этом году со дня рождения поэта исполняется 125 лет. В Москве акция «Ночь в театре» проходит ежегодно с 2013 года. В этот день для всех желающих работают десятки театральных площадок — посетить их можно бесплатно, но сначала необходимо пройти регистрацию на официальном сайте. Это о способах привлечения зрителей, но детские постановки стоит делать популярными не только у аудитории, но и у самих авторов. Пока же театрам просто невыгодно ставить пьесы современных писателей. «Стоило бы подумать о появлении грантового проекта, в рамках которого государство поддерживало бы спектакли современных авторов, — считает художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков. - Есть много европейских стран, в которых именно государство берет на себя выплату авторских отчислений и гонораров». Он отметил, что если сегодня театр возьмет для постановки пьесы Шекспира или Чехова, гонорар нужно будет платить только режиссеру и художнику, а если произведения современного автора — к уже сказанному нужно добавить выплату гонорара и процентов от сборов. «Таким образом, получается парадокс — ставить нынешних драматургов театрам просто невыгодно. И если бы государство взяло на себя какую-то часть их поощрения через грант, который можно было выделять по понятной процедуре, на сцене было бы больше современных пьес, а писатели были бы заинтересованы в постановках», — полагает он. У молодежи есть свой Интернет Детский контент активно развивается и в Интернете — для защиты молодежи от киберугроз в стране вот уже шесть лет проводят единые уроки по безопасности в Сети. Кроме того, совершенствуется система детского Интернета. «Доменная зона «.дети» в 2019 году отметила свой пятилетний юбилей. Инициатива создания домена «дети» получила поддержку президента», — отмечал вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак на десятом Форуме безопасного Интернета в апреле прошлого года. Дело в том, что единственный уровень организации Сети, где существуют четкие и выполняемые правила для всех участников рынка, — это как раз доменные зоны. Поэтому здесь прописаны необходимые для сегмента правила и механизмы, защищающие права ребенка. Такая доменная зона представляет собой особое «детское» интернет-пространство с профильными сайтами, адаптированными под подростковые интересы и их способность восприятия. Все ресурсы на домене «.дети» постоянно мониторят, а это значит, никакого вредоносного программного обеспечения и нежелательного контента. Здесь собрана масса полезных ресурсов на самые разные темы: образование, воспитание, здоровье, безопасность, досуг и отдых, конкурсы и фестивали.

Создатели детского контента надеются на поддержку государства
© Парламентская газета