Войти в почту

Сейчас все играют русскую музыку. Dj Svat о диджеинге в России и особенностях профессии

9 марта отмечается Международный день диджея. Александр Смоленский, или Dj Svat рассказал "Омск Здесь" об основных тенденциях в мире диджеинга и о том, как работа в клубах сказывается на образе жизни. - Сколько лет вы занимаетесь диджеингом? Как всё начиналось и откуда появилось желание этим заниматься? - Желание появилось лет в 5. Всему виной мой папа, Майкл Джексон и рэпер Snap. Мы с папой пошли покупать магнитофон "Вега" на Хитрый рынок. Там он приобрёл сразу несколько аудиокассет: "Ласковый май", и кассету, где с одной стороны были треки рэпера Snap, в том числе легендарный "I've got the power", и хиты Майкла Джексона. Я не знал этих артистов, и только позже мне рассказали, что это за величины в мире музыки. Я помню, как сидел на лоджии, оборачивал спицы своего велосипеда цветными проволоками, а на фоне играл этот самый переносной магнитофон "Вега". Сейчас я отчётливо понимаю, что эти артисты сформировали мой музыкальный вкус. В 1998 году я уже был диджеем и получал первые деньги и похвалу от ребят, которые были на танцполе. Я играл на дневных дискотеках в КДЦ "Космос". Сначала туда меня пригласил мой товарищ, он сказал: "Пошли, там танцуют брейк-данс!". Я спросил: "Что это?". Он ответил: "Это когда танцуют на полу". Мне это было неинтересно, но когда он сказал: "Там ещё танцуют как Майкл Джексон. Лунную походку знаешь?", что-то в этот момент внутри меня щёлкнуло, и я сказал: "Ну, пошли!". Так всё и началось, мы начали заниматься танцами. Там же мы познакомились с диджеем, который начал нас потихоньку обучать. - Есть какая-то история создания псевдонима SVAT? - Когда я начал играть, месяца через два ко мне подошёл мой диджей-коллега и сказал: "Нужно делать афишу, как ты будешь называться?". Я ответил, что не знаю, тогда он мне пригрозил, что если я не придумаю, он сам вместо меня придумает мне псевдоним. Переложить на него такую ответственность я не мог: мало ли, что придёт ему в голову? Тогда я стал менять местами свои инициалы, и получилось Смоленский Владимирович Александр - СВА, а turntable - виниловый проигрыватель. Добавив одну букву, я придумал себе псевдоним - Сват. Потом понеслись подколки - меня называли Сватья баба-бабариха, диджей Зять, Сибирский валенок, но я не обижался. Сейчас многие знают Свата и не знают Александра. Со мной это имя идёт на протяжении всей моей карьеры. - Где можно выучиться на диджея? - Как правило, обучение сейчас имеет индивидуальный характер. Я сам занимался групповым обучением, но со временем пришёл к тому, что занимаюсь с желающими в индивидуальном порядке. Раньше можно было обучаться в центре "Созвездие", а сейчас знания об этом передаются по большей части "из рук в руки". - В чём заключается работа диджея? Иногда кажется, что он просто включает треки подряд. - Для примера возьмём профессию комика: он стоит перед зрителем и шутит. Казалось бы, что в этом сложного, но никто не думает в этот момент, как рождалась шутка, сколько над ней думали и т. д. Работа за диджейским пультом также не проста. Есть и свои подводные камни в профессии. Бывает, что в пятницу и в субботу на одни и те же треки люди реагируют по-разному: в один день после вечеринки посетитель подойдёт и скажет спасибо, а в другой день эти же 10 треков вообще не понравятся. Это зависит от настроения, количества людей в заведении, температуры воздуха в помещении и других факторов, но все винят в настроении праздника всегда диджея, вся ответственность лежит на нём. - Что делать, если публика не танцует? - Есть определённые треки, которые мы храним как зеницу ока, - заветные 300 треков, которые всегда останутся хитами. Например, если в определённый момент я поставлю "Отпетых мошенников" - "Люби меня, люби", то люди пойдут танцевать. Совсем юное поколение вспомнит эту песню, потому что её слушали их родители, а взрослые вспомнят свою юность. Из-за интернета ситуация стала патовой: музыки стало много, и она в доступе для всех. Раньше диджей приносил новую музыку, которую можно было услышать только на дискотеках, и он был неприкасаемым, а сейчас ко мне подходят люди с телефонами и показывают, что они хотели бы послушать. Я имею право это не ставить, но зачастую приходиться прислушиваться. - Как обстоят дела с диджеингом в России и в мире в целом, какие есть тенденции? - Если раньше считалось неприличным ставить русскую музыку, то сейчас неприлично ставить зарубежную, если это не звёзды мировой величины. Сейчас все играют русское. На мой взгляд, это хорошо, потому что помимо музыки у нас появилась текстовая, смысловая составляющая. Но, опять же, получается палка о двух концах: например, в треках Элджея и группировки "Ленинград" нередко используется нецензурная лексика, и не во всех заведениях можно ставить такую музыку. Диджеинг развивается, это творчество. Востребованы те, кто сами пишут музыку, например, Avici, Tiesto и другие. В течение двухчасового сета они играют свои треки. Это основной тренд. В России диджеинг, с одной стороны, занял свою нишу, а с другой, очень многие отсеялись, и в нём остались только профессионалы и фанаты своего дела. - Какие есть минусы в работе диджея? А какие плюсы? - Я не скажу, что это минусы - я назову их профессиональными моментами. У нас работа с людьми, которые всегда чем-то не довольны. Посетитель может на тебе сорваться, выместить свою злость. Ещё такая "классика жанра" бывает: человек пришёл на вечеринку раньше времени, успел к её началу напиться, и ему уже хочется танцевать, а ты только встал, и тебе необходимо раскачивать народ. А этот человек будет недоволен и обязательно об этом тебе сообщит. Ещё отмечу громкую музыку. После работы может гудеть голова, около часа я отхожу от работы и только потом могу заснуть. Я люблю свою работу. Иногда меня спрашивают: "Ты же ночами работаешь, как ты так можешь?". На это я привожу в пример сотрудников полиции, врачей, которые могут сутками оставаться на работе. Я вроде и не тружусь сутками, но и график при этом у меня своеобразный: я поздно ложусь, сплю до двух дня - всё сдвинуто. - Как работа диджеем сказывается на образе жизни? - Это большая проблема. Я сам однажды был одной ногой в яме алкоголизма. Сейчас я понимаю, что тогда у меня были проблемы. Употребление алкоголя со временем приобретает постоянный характер: каждую пятницу, субботу. А так как есть много знакомых, все стараются с тобой выпить, угостить тебя. Они пришли раз в неделю на тусовку, а ты работаешь 3-4 дня в неделю, таким образом, происходит алкогольный трип. В один день я понял, что дальше так нельзя. Я считаю, что алкоголь - самое большое зло и не только в диджеинге. Третий год я не пью вообще. Нужно чем-то заниматься, найти отдушину в чём-то другом. Я нашёл её в спорте, занимаюсь гимнастикой. Я получаю те же самые эндорфины, занимаясь спортом. - Если бы вы не были диджеем, чем бы занимались по жизни? Может, у вас есть ещё какие-то таланты? - До диджеинга я занимался танцами, брейк-дансом. И если бы не травма ноги, то я, наверное, танцевал ещё бы долго. Всё вертится вокруг творчества. Я не занимаюсь только диджеингом. Я занимаюсь дизайном, знаком с управленческой деятельностью, по образованию я психолог. Мне нравится рисовать, фотографировать, работать над видео. В частности, я помогаю с видеоматериалами для YouTube российскому историку и писателю Климу Жукову. Ещё я преподаю гимнастику. Я себя обязательно в чём-нибудь ещё, конечно бы, нашёл. - Важен ли внешний вид в работе диджея или важнее музыка, которую он играет? - Безусловно, это своего рода театр. Во-первых, я пользуюсь тем, что мне можно всё. Сейчас мои волосы красного цвета, а неделю назад они были синие. До этого я мог ходить лысым. И мне никто ничего не скажет, потому что на моей работе так выглядеть можно. Я могу надеть любую одежду и сослаться на то, что я стою на сцене. Мне это нравится. - Где больше нравится играть: бары, корпоративы, ивенты? Как отличается публика, где какие плюсы и минусы? - Мне нравится играть там, где платят деньги. До поры до времени играть просто весело, потом, когда ты начинаешь платить за квартиру и жить на заработанные деньги, понимаешь, что делать это за спасибо ты не можешь. Я профессионал, с 1998 года успел переиграть всё, я знаю музыку и людей, поэтому отыграть на корпоративе, на свадьбе или в клубе я смогу, причём для любой публики. Мне 35, поэтому я хорошо знаю, что нравится людям в этом возрасте и старше. Так как я слежу за трендами, я в курсе, что слушает молодая аудитория. - Можно ли хорошо зарабатывать, занимаясь только диджеингом? - Всё зависит от того, где мы живём. Если это столица, то уровень жизни будет выше, а гастроли у дидижеев случаются чаще. Я могу гордиться тем, что меня тоже приглашают на гастроли. В Омске среди моих знакомых большинство коллег днём занимается основной работой, а ночью - встают за пульт. Работая только диджеем, на машину и квартиру не заработаешь, так же, как и работая, например, офисным сотрудником. Хочешь жить - умей вертеться. - Можно ли работать диджеем, когда тебе исполнилось 50, 60, 70 лет? - На острове Миконос, где я имел честь играть, я познакомился с диджеем с созвучным моему именем Ватт. Ему на тот момент было 56 лет. И он работает. Играет лаунж в каком-то дорогом кафе, но при этом все знают, что человек занимается диджеингом. Сколько человек будет работать банкиром, пожарным, учителем? Когда-то ты закончишь свою деятельность, и вопрос в том, какой "парашют" ты себе подготовишь. Я точно знаю, что не потеряюсь, у меня много сфер деятельности. Это во-первых. А во-вторых, я фаталист, и сначала необходимо просто дожить до пенсии. На данный момент я просто рад, что в 1998 году вступил на этот путь, и занимаюсь тем, что мне нравится. Устаю. Но если бы эта работа мне не нравилась, я давным-давно это бы бросил. Смотря на своих знакомых, которые радуются приходу выходных, когда можно не идти на работу, я понимаю, что я счастливый. Я могу устать физически, но не морально от своей деятельности, потому что я люблю, что делаю.

Сейчас все играют русскую музыку. Dj Svat о диджеинге в России и особенностях профессии
© Омск Здесь