Как столетнему московскому подъезду возвращают исторический облик

Что скрывается за привычной побелкой потолка в подъезде? На этот вопрос ответила экскурсовод Мария Сурвилло: вместе с реставратором Екатериной Дмитриевой она восстановила фрагмент столетнего потолка в своём доме в Гагаринском переулке. Работы заняли около пяти месяцев и велись исключительно на деньги жильцов. Strelka Mag выяснил, сколько слоёв краски пришлось снять за это время и почему не каждый реставратор берётся за потолки. «Сегодня завершился важный этап в жизни нашего дома. Мы закончили реставрацию одного из фрагментов потолка. Начали в октябре. Всего реставрация длилась пять месяцев», — такое сообщение появилось 18 февраля в Instagram краеведа и экскурсовода музеев Московского Кремля Марии Сурвилло. Вместе с Екатериной Дмитриевой из проекта «Вспомнить всё» она восстановила потолок, которому в этом году исполняется 110 лет. Типичный Челищев Мария Сурвилло живёт в доме № 23 по Гагаринскому переулку. Ещё в августе прошлого года в интервью Strelka Mag она рассказала о желании вернуть подъезду исторический облик. На это решение её вдохновил пример жильцов дома в Сивцевом Вражке, которые на собственные деньги раскрыли росписи на потолке своего подъезда. Подъезд дома № 23 стр. 1 в Гагаринском переулке Фото: Артём Бирюков Дом в Гагаринском переулке был построен в 1910 году по проекту архитектора Дмитрия Челищева. Мария объехала несколько возведённых им зданий и нашла у них общие детали: «Лестничные ограждения в подъездах не вычурные, двери выдержаны в одном стиле, а полы выложены метлахской плиткой. По какой-то причине он очень любил помещать на фасады домов всяких мифических существ, гаргулий и драконов. На нашем доме тоже есть два таких дракона, прямо по центру фасада». По словам Марии, в её подъезде сохранились оригинальные лестничные ограждения, перила, напольная плитка, несколько квартирных дверей, чёрный ход, старинный мусоропровод и дубовая входная дверь с резьбой. Сколько стоит реставрация В конце августа 2019 года Мария Сурвилло обратилась к художнице и реставратору Екатерине Дмитриевой. Екатерина известна как соосновательница проекта «Вспомнить всё», посвящённого восстановлению старинных уличных вывесок. Сурвилло и Дмитриева подружились в 2018 году, когда в Староконюшенном переулке шла реставрация вывески «Булочная». В августе Екатерина расчистила несколько пробных участков стен, потолка и входной двери подъезда в Гагаринском переулке. Она обнаружила, что исторический цвет потолка был зелёным и что на нём — рисунок, выполненный сусальным золотом. Екатерина Дмитриева за работой «Дом живёт и сам начинает рассказывать нам свою историю», — написала тогда Сурвилло в социальных сетях. В октябре в подъезде началась масштабная работа по полной расчистке одного из фрагментов потолка на первом этаже подъезда. Мария Сурвилло получила у своих соседей согласие на реставрацию и объявила сбор средств на оплату работ. Жильцам удалось собрать 60 тысяч рублей. «Затекает шея, в нос сыплется побелка» Фрагмент, который восстановила Екатерина, составляет примерно четверть от общей площади потолков в подъезде. Мария рассказывала о ходе работ в своём Instagram «Москва из бабушкиного сундука» и иногда сама пробовала помогать реставратору. «Оказалось, что очистить потолок от многих слоёв краски — это адский труд. Это можно понять, только попробовав. Я выдерживала три минуты. Затекает шея, руки, в нос сыплется побелка, краска. И хочется скорее слезть и быстрее под душ и на массажный стол», — писала она. Этап работы над потолком В работах принимала участие младшая дочь Марии. Она выходила в подъезд после уроков и работала с потолком под контролем Екатерины. По словам реставратора, девочка раскрыла целый участок оригинальной лепнины. Работы в подъезде Мария официально никак не оформляла. Дом в Гагаринском переулке не имеет статуса объекта культурного наследия, поэтому согласование на его ремонт не требуется, а для любых действий в общедомовых пространствах достаточно общего согласия жильцов. В то же время Мария получила поддержку от местной управляющей компании. Она рассказала Strelka Mag, что «Жилстандарт» бесплатно предоставил ей туру — деревянную вышку для проведения работ на высоте. В феврале Екатерина завершила работу. Цвет всего потолка оказался зелёным, а деревянные балки перекрытий покрыты краской терракотового цвета. Каждый из кессонов украшен тонким золотистым орнаментом. В центре расчищенного фрагмента находится рисунок в виде прерывистой окружности, также выполненный золотой краской. По словам Марии Сурвилло, именно такие цвета выбрал Дмитрий Челищев при проектировании здания. Кроме того, Екатерина очистила от краски и грязи старинный металлический лифтовый механизм, расположенный в стене под потолком. «Я думаю, что архитектор нашего дома Дмитрий Челищев сейчас очень радуется. Жаль, что нельзя с ним поговорить. Мы с Катей об этом мечтали бы», — писала Мария, когда работы были закончены. Под пятью слоями краски Екатерина Дмитриева отмечает, что чаще всего с заказами к ней обращаются владельцы квартир, которым хочется узнать историю своего жилья. Иногда это касается исторических изысканий и раскрытия небольших фрагментов стен, иногда — полноценной реставрации. Другое направление — это масштабные проекты, в основном связанные с раннесоветскими вывесками. Прежде Екатерине не приходилось работать с общедомовыми пространствами по инициативе жильцов, которые сами скинулись на ремонт. Реставрация подъезда в Гагаринском переулке стала для неё первым опытом. Она отметила, что работа с потолком очень сложна физически, поэтому за эту реставрацию взялась в качестве исключения из интереса к проекту. «Всё, что писала Маша про затекание шеи и головокружение, — правда. Я обычно за потолки не берусь именно по этой причине. Невозможно стоять и работать шесть часов подряд с запрокинутой головой. Что-то начинает клинить, что-то болеть. Руки постоянно подняты. Кроме того, на лицо сыплется пыль, а в глаза попадают куски краски и другой мусор», — объяснила она. Екатерине пришлось снять около пяти слоёв краски. Оригинальный зелёный потолок был покрыт зелёной краской другого оттенка. Следом шёл ярко-синий слой. После этого потолок несколько раз покрывали белой краской. В некоторых местах по потолку проходит трещина, и на этих участках приходилось снимать дополнительные слои шпаклёвки и штукатурки. «Никто не предполагал, что там цветные потолки» Екатерина подчеркнула, что она не просто раскрыла оригинальный потолок, но и провела его полноценную реставрацию. «В некоторых местах отсутствовали фрагменты потолка, и я восполнила их. Были участки, где в потолок впиталась какая-то пропитка, поэтому на поверхности появились тёмные пятна. Эти места я тонировала, чтобы сделать общую картину однородной. Единственное, мы решили не восполнять полностью терракотовый слой на балках и оставили там протёртые участки, которые передают дух старины», — рассказала Екатерина. Золотой орнамент, которым украшены кессоны потолка, стал важнейшей находкой этой реставрации. Местами он был утрачен из-за трещин, но на одном из кессонов узор сохранился полностью. «Это так красиво, когда убираешь слои краски и открывается совершенно безупречный кусочек с золотым тоненьким орнаментом. Было очень радостно увидеть, как всё это выглядело изначально», — добавила Екатерина. Она отметила, что до реставрации многие жильцы не знали о том, насколько исторический вид подъезда отличается от современного. «Понятно, что это центр Москвы, здесь очень красиво и люди знают, что живут в доме известного архитектора. Но никто даже не предполагал, что там были цветные потолки. Для многих это стало открытием», — сказала реставратор. Как спастись от муниципального ремонта В конце прошлого лета — ещё до начала реставрации потолка — городские службы попытались провести в подъезде Марии Сурвилло ремонт. Рабочие успели полностью закрасить пробные участки на стенах, которые ранее раскрыла Екатерина. Следом они планировали уничтожить метлахскую плитку и уложить на её месте керамогранитные панели. Мария Сурвилло на протяжении недели вела переговоры с организацией, ответственной за ведение работ, и в итоге обратилась с официальным письмом в Мосжилинспекцию. Благодаря поддержке соседей, которые выступили за сохранение исторической плитки, ремонт удалось отменить. Strelka Mag попросил Екатерину Дмитриеву прокомментировать эту ситуацию с точки зрения профессионального реставратора. «Мой совет жильцам исторических домов — вести активную работу в своём подъезде, как это делает Маша. Во-первых, если начинаются какие-то работы, нужно сразу обращаться в „Архнадзор“ или другие некоммерческие организации. Они направят людей в нужные места и помогут добиться того, чтобы в подъезде не убирали старую плитку или не меняли старинные окна. Во-вторых, такие решения принимаются собственниками. Если все согласны не менять, то менять никто ничего не будет. Но для этого нужен кто-то один самый активный, кто будет брать на себя эту ответственность, бегать, добиваться и принимать решения», — объяснила Екатерина. Требуется «Внимание» Мария Сурвилло рассказала Strelka Mag, что мечтает полностью вернуть своему подъезду исторический облик. Стоимость этих работ крайне высока, а единственными спонсорами проекта пока остаются жильцы дома в Гагаринском переулке. Сейчас Мария ведёт переговоры с фондом Ильи Варламова «Внимание». «В качестве первого объекта они рассматривают нашу дверь. Она тоже уникальная — огромная, двойная. Мне даже страшно предположить, сколько потребуется собрать на её восстановление. По нашим расчётам, это минимум 300 тысяч рублей», — уточнила она. Она подтвердила, что хотела бы продолжить работу с Екатериной Дмитриевой и обязательно пригласит её продолжить реставрацию в подъезде, если фонд Варламова поддержит проект. Фото: Мария Сурвилло

Как столетнему московскому подъезду возвращают исторический облик
© Strelka Magazine