Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

В какому году женщину официально признали человеком

Некоторые исследователи утверждают, что долгое время в христианстве женщину человеком не считали. Предполагалось, что Бог, в отличие от Адама, Еву душой не наделил. Однако в Средние века этот вопрос был вынесен на обсуждение. Большинством голосов представительниц женского пола наконец признали людьми.
В какому году женщину официально признали человеком
Фото: УмнаяУмная
Споры о душе
О том, что такое душа и кто в мире наделен ею, ученые умы спорили еще много веков назад. Именно наличием души и определялась «человечность» той или иной сущности. Например, как утверждает Андре Конт-Спонвиль, автор «Философского словаря», французский философ Рене Декарт настаивал на том, что животные, как и растения, лишены души. Декарт считал животных своеобразными механизмами, неспособными мыслить и чувствовать. Француз писал: «Душа есть дух, признак последнего – самодостоверность, она составляет единственное основание познания нашего духовного бытия; где нет самосознания, так нет духа и души, поэтому животные лишены души».
До определенного момента аналогичных взглядов люди придерживались и касательно наличия души у женщины, а точнее ее отсутствия. Если верить Даниилу Пивоварову, автору издания «Философия религии» («Онтология религии», часть 2), в христианстве долгое время бытовало мнение о том, что Бог наделил душой лишь первого в мире мужчину Адама. Еву же Создатель в этом плане обошел стороной. Богословы объясняли подобное положение вещей просто: Ева была сотворена из ребра Адама, а потому в принципе не могла иметь душу. Именно поэтому и всех остальных женщин, населивших Землю, по мнению христиан, считать «одушевленными» не следовало.
Судьба женщины в Средневековье
Как отмечают авторы монографии «Гендер в законе» А. М. Лушников, М. В. Лушникова и Н. Н. Тарусина, Средневековье также не способствовало женской эмансипации. Женщины продолжали и тогда оставаться существами второго сорта: образование и даже элементарная грамотность были прерогативой мужчин. Уделом же представительниц женского пола являлось лишь домашнее хозяйстве, а также труд на земельных участках. В ремесленном и купеческом сословии женщины практически не были представлены. Ситуация усугублялась тем, что в условиях крепостной зависимости труд лично свободных граждан был вообще недостаточно распространен вплоть до позднего Средневековья. Что уж говорить о женщинах!
Однако именно в Средние века, был официально поднят вопрос о том, если ли у женщин душа на самом деле. Как писала Ефросиния Притчина в своей книге «Женщина и религия», толчком к такому обсуждению оказался тот факт, что в Евангелии был назван Сыном Человеческим. На земле же Спаситель считался и Сыном женщины – Святой Девы Марии. Таким образом, если женщину принять за создание, лишенное души, то и Христа нельзя было именовать Сыном Человеческим. Соответствующий вопрос был вынесен для обсуждения на Поместном Маконском соборе, состоявшемся в 585 году. С перевесом в один голос у женщины наконец признали наличие души. По крайней мере именно так описывал это событие в своей книге «История франков» Святой Григорий Турский.
Это всего лишь миф?
Однако многие современные исследователи считают эту историю всего лишь легендой. К ним относится и , автор издания «Женские вопросы к церкви». Впрочем, сам собор и даже поставленный на нем вопрос Кураев выдумкой не считает, но отрицает, что участники собора действительно были всерьез озабочены обсуждением данной темы. И уж тем более Кураев уверен в том, что собор организовывался вовсе не для того, чтобы выяснить, есть ли у женщины душа. Аналогичного мнения придерживается и Кэтрин Грей, автор книги «Средневековье. Полная история эпохи». Грей пишет: «Эта история является мифом. Так далеко Христианская церковь никогда не заходила».
Тем не менее скандальную тему подхватили некоторые историки и философы прошлого и успешно растиражировали ее. Так, в своей книге «История известных цитат» пишет о том, что упомянутый миф включил в первую многотомную энциклопедию «Исторический и критический словарь» французский мыслитель XVII века Пьер Бейль. В этой же энциклопедии фигурировала и несуществующая книга «О том, что женщина не имеет души». Так и родилась легенда о Маконском соборе. Отечественные же научные атеисты, по словам Душенко, позаимствовали выдумку из книги Августа Бабеля «Женщина и социализм», опубликованной в 1883 году.