Из старых кованых вещей можно делать картины. Пенсионерка даёт новую жизнь гвоздям с историей
Зачем жарить кованые гвозди, как создавать из них картины и где в Омской области найти вещи с историей, рассказала пенсионерка из села Петровка Людмила Аскаленко. В Омской области живёт женщина, которая создаёт картины из кованых гвоздей. Но это не новые гвозди, которые выковали на предприятии современные умельцы. У гвоздей, с которыми работает Людмила Аскаленко, многовековая история. И для своих работ не она придаёт материалу форму, а кованое изделие подсказывает ей сюжет. Когда мы узнали о том, что в селе Петровка Омского района живёт такая умелица, то напросились к ней в гости. Людмила радушно приняла редакцию "Омск Здесь" у себя дома и показала, как она создаёт свои работы. У ворот нас встретил муж Людмилы, Анатолий, а во дворе радостно облаял пёс по кличке Дик. Когда мы вошли в дом, то первым делом почувствовали аромат свежеиспечённого пирога со смородиновым вареньем. Это было волшебное сочетание: уютный деревенский дом, картины из гвоздей на стенах, пирог и дружелюбная улыбка на лице хозяйки, которая приняла нас, как родных. Мы даже немного растерялись и не знали, о чём спросить Людмилу в первую очередь: о кованых гвоздях или "можно попробовать кусочек пирога". Людмила Ивановна Аскаленко Ещё пару лет назад Людмила с супругом жили в Таре, в Петровку перебрались, чтобы быть ближе к двум дочерям и трём внукам, которые живут в Омске, и быть "на подхвате". До выхода на пенсию Людмила работала сначала в региональном бюро путешествий, музее, а потом ей предложили возглавить Тарскую библиотечную систему. Этой работе она посвятила более 17 лет своей жизни. Параллельно наша героиня коллекционировала старинные кованые гвозди, которые в Таре не так сложно найти: как никак древнейший город нашей области. "Хоккеисты" - Сначала просто собирала гвозди, форма их нравилась. Потом решила почистить их, а когда почистила, они мне ещё больше понравились. Решила, что можно не просто их коллекционировать, а делать интересные картинки. Конечно, они у меня не очень серьёзные, больше детские, но мне нравится. Какие именно гвозди Вы используете. Они же не современные кованые? - Я использую не ровные гвозди, которые как солдатики, а гвозди, которые уже послужили своё и имеют какую-то форму, изгибы, свою историю. У меня есть экземпляры 16-17 веков. А где Вы берёте гвозди? - Раньше мы жили в Таре, и у родителей был частный дом, а на его месте когда-то был гончарный завод, и каждый раз, как начинаешь грядки копать, так обязательно что-нибудь найдёшь. Отец мужа находил и использовал гвозди для строительства забора. Со временем столбики на заборе сгнили, а гвозди остались - крепкие. Да и Тара часто сгорала дотла. Много осталось гвоздей в земле. Зная о моём увлечении, друзья тщательнее смотрят под ноги, собирают гвозди и потом дарят их мне. Часто приносят гвозди из садовых товариществ. Везут материал из Тевриза, Такмыка из исторической части Тары. Находим кованые вещи на берегу Иртыша. Как-то муж на 30-летие совместной жизни принёс мне две сетки грязных кованых вещей. Он под дождём ковырял кованые украшения с наличников, которые были прибиты тоже коваными гвоздями, - улыбаясь и восхищаясь мужем, рассказала Людмила. - Есть вещи, которые особенно дороги, - из дома моего прадедушки, дедушки. Они были кузнецами, и эти вещи они сделали сами. Есть гвозди из старинного тарского дома, который разобрали, и гвозди там были большие использованы. Такой гвоздь, пока бревно не сгниёт, вытащить трудно. Я не видела, как ковал дедушка, я знаю об этом только по рассказам. Мой дед - участник Первой мировой войны, во Вторую мировую он был только в трудармии в Омске. В Первую мировую был отравлен газами, поэтому рано умер, я его видела только в раннем детстве и почти не помню. Супруг Людмилы Анатолий проследил историю её семьи до 1598 года. Согласно архивным документам, предок нашей героини Степан Афанасьевич Скуратов жил в Таре и несколько лет был атаманом. Участвовал в походе казаков за солью на Ямышевские озёра, боролся с калмыками, которые постоянно мешали мирной жизни своими набегами. Ему наказали строить Тарскую крепость. В одном из боёв он был ранен шесть раз и две недели лежал при смерти. Потом он сам смог добраться в свою часть. Обо всём этом и многом другом он написал в письме к царю и попросил увеличить ему жалование. - Царь услышал просьбу и добавил два рубля: было семь, стало девять рублей. Тогда на эти деньги можно было прокормить семью почти год. Если вернуться к материалу для картин, то на всех гвоздях "с историей" большая корка, окислы и перед тем, как начать работу, их надо обязательно почистить, привести в порядок. Это очень трудоёмкий процесс. - Сначала я нагреваю гвозди, кованые предметы на огне. Для этого использую обычную газовую плиту, так быстрее. Потом раскалённый предмет опускаю в холодную воду. Весь процесс повторяю несколько раз. Корка отлетает, и я потом я дочищаю их металлической щёткой. От них ещё запах особый идёт - чаще всего конского навоза. Как "рисуется" сюжет? - Когда смотришь на гвоздь - это просто гвоздь и гвоздь. А когда их соберётся штук 15-20, посмотришь на них, а они все разные: есть гвозди культурные, аккуратные, интеллигентные, с острыми гранями, а есть простые круглые, грубые, есть для подков. Крутишь их, и они начинают что-то напоминать, дальше - больше. Я когда начинаю что-то делать, раскладываю гвозди и ищу то, что мне может пригодиться. Поворачиваю их разными сторонами. В общем-то, что придёт в голову и то, что подскажет форма гвоздя. Одними из первых появились "Перелётные птицы" и "Трактор". Как Вы их крепите к полотну, на чём они у Вас держатся? - Я перепробовала много разных вариантов. Даже в интернете искала возможные способы, но ничего не нашла. И один из самых действенных способов - просто пришить. Тонкий лист ДВП и плотный картон обтягиваю тканью и пришиваю гвозди грубыми нитками. Но чаще сначала пришиваю, а потом прикрепляю на основу. Так что иголка-нитка мои первые помощники. Вещи тяжёлые, и эта работа кропотливая. Муж поддерживает увлечение жены и всегда готов прийти ей на помощь. Его самые любимые работы супруги - это "Кораблик", "Перелётные птицы" и "Девочка на шаре". На вопрос: "Почему", он ответил: "Они простые". В доме семьи Аскаленко можно найти не только кованые вещи, гвозди, но и коллекцию самоваров: от старинных, которые растапливали щепками, до электрических. Есть и древние чаши, плошки и даже небольшой колокол 1807 года. Это всё бережно хранится, и Людмила с Анатолием знают историю возникновения каждого предмета старины, который у них есть. Сейчас Людмила работает над картиной "Тарская крепость". Она её делает к Фестивалю сибирского искусства с одноименным названием, который пройдёт в Таре 25-26 июля. Наша героиня училась вместе с родителями Андрея Позднухова (Бледного - солиста группы 25/17, идеолога фестиваля - прим. ред.) . Кстати, некоторые кованые предметы, используемые в этой картине, взяты с развалин настоящей Тарской крепости. Фото: Илья Петров Видео: Александр Лысак (Омская телевизионная компания)