О том, как ИКЕА стала самым узнаваемым брендом в мире

ИКЕА – это как Apple, только про мебель. История компании берет начало в 1943 году, когда ее основал Ингвар Кампрад. На шведском его имя означает «воин», что больше полувека он подтверждает своей выдающейся карьерой. Успеху Кампрада можно только позавидовать: стоимость ИКЕА оценивается в 11 миллиардов долларов, а сам Ингвар не раз попадал в рейтинг Forbes. Мы решили выяснить формулу успеха самого известного шведского бизнесмена, которому в прошлом году исполнилось 90 лет. Название ИКЕА – это акроним. Он расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd»: первые два слова – имя и фамилия Ингвара Кампрада, а третье и четвертое – название фермы Ельмтарюд рядом с деревушкой Агуннарюд, где прошло его детство. Близкие друзья Кампрада считают его умнейшим человеком и талантливым маркетологом. Сам Ингвар называет себя недоучкой: шведский бизнесмен так и не поступил в университет, а в школе долгое время не мог научиться читать. Дело в том, что Кампрад страдает дислексией – нарушенной способностью к навыкам чтения и письма. Ингвар начал заниматься бизнесом еще в детстве, продавая соседям спички. Он обнаружил, что может дешево брать их большими партиями в Стокгольме, а затем продавать в розницу по низкой цене и иметь при этом хорошую прибыль. Впоследствии он занимался продажей рыбы, рождественских украшений, семян, шариковых ручек и карандашей. «Я до сих пор помню то приятное ощущение, которое испытал, получив свою первую прибыль. В то время мне было не более пяти лет», – говорит Ингвар.Кампрад основал предприятие, впоследствии ставшее ИКЕА, когда ему было всего 17 лет. Чтобы как-то привлечь покупателей, предприниматель пообещал всем пришедшим в магазин кофе с булочкой. Сначала Кампрад торговал только канцелярией. Идея продавать мебель пришла позже, когда Кампрад заметил, что многие шведы не могут купить товары для дома из-за очень высоких цен. Бизнесмен сделал ставку на доступность: Кампрад заказал на местных фабриках дешевую мебель и начал продавать ее в ИКЕА чуть дороже. Уже тогда бизнесмен пришел к своей формуле успеха: лучше продать 600 стульев по маленькой цене, чем 60 – по высокой. Чтобы сделать продукцию ИКЕА доступной для всех, Кампрад решил сэкономить на доставке и сборке мебели. Идея использовать плоские коробки, пришла к нему в 1950-е годы – когда бизнесмен увидел, как его сотрудник открутил ножки у стола, чтобы тот поместился в машину покупателя. «В конце концов глупо перевозить воздух», – говорит Ингвар. А чтобы сборка мебели была простой и быстрой, Кампрад придумал универсальный ключ для сборки. Ингвар Кампрад – один из самых богатых людей в мире. Оборот группы ИКЕА за прошлый год составил 28 миллиардов евро, а личное состояние самого бизнесмена оценивается в 4,2 миллиарда долларов. Несмотря на это, Кампрад славится своей любовью к экономичному образу жизни. «В моем возрасте глупо разбрасываться деньгами», – признается бизнесмен. Он летает эконом-классом, покупает одежду на распродажах и требует от своих подчиненных использовать обе стороны листа бумаги.В одном из интервью Кампрад признался, что машине, которую он водит, исполнилось уже 15 лет, а почти вся мебель в его доме – из магазина ИКЕА. «Быть успешным лидером означает подавать хороший пример. Я пример для всех сотрудников ИКЕА. Перед тем как потратить деньги на себя, я думаю, смог бы себе это позволить рядовой работник моей компании», – говорит Ингвар. С философии Кампрада берет начало «демократичный дизайн» ИКЕА – сочетание красивой формы, функциональности, качества, экологичности и доступной цены. Ингвар верит, что хорошее обустройство дома должно быть доступно каждому – в ИКЕА можно купить дизайнерскую мебель по демократичной цене. Например, в этом году выйдет совместная коллекция ИКЕА и Тома Диксона: она обещает стать настоящей революцией в производстве мебели. «Мы всегда подходили к мебели так, чтобы она не просто дополняла быт, а формировала его. Работать с мебелью как с функциональной конструкцией, состоящей из дерева и пластика, скучно и невыгодно. Выгодно, когда мебель становится для потребителя чем-то большим, чем предмет», – признается Ингвар. Еще в 2017 году ИКЕА в коллаборации с датской мебельной маркой HAY запускает коллекцию Ypperlig («отлично» на шведском). Результатом совместного проекта ИКЕА и HAY станут функциональные и яркие решения для обустройства гостиной. Компания обещает, что мебель из новой коллекции будет отвечать современным потребностям людей и подстраиваться под их образ жизни. ИКЕА насчитывает свыше 347 торговых точек по всему миру. На российский рынок компания вышла в 2000 году. Сейчас в России открыты 14 магазинов: в том числе три в Москве, два в Санкт-Петербурге и по одному в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре и Уфе. А недавно стало известно, что ИКЕА может открыть еще один магазин в Москве – на месте, где раньше находился Черкизовский рынок. «Все говорят, что ИКЕА – это пазл. Чаще всего имеется в виду, что наша мебель легко собирается, как хорошая игрушка. Мало кто задумывается, что пазл – это общий принцип. Принцип пазла работает в квартирах: вы покупаете диван, который очень хочется гармонично дополнить торшером. Принцип пазла работает в компании: я на карте в кабинете вижу, как разные подразделения и производства компании в разных странах мира складываются в одну большую красивую картину», – говорит Кампрад.Ингвару Кампраду удалось невозможное: он не только создал самый узнаваемый в мире мебельный бренд, но и превратил обычный шопинг в приятное путешествие. Кампрад понял, что чем больше времени клиент проводит в магазине, тем больше он покупает. Вы никогда не замечали, что найти выход из ИКЕА бывает не так-то просто? Да и зачем торопиться, когда можно оставить детей в игровой комнате и зайти перекусить в уютное кафе. Не стоит забывать и о таких приятных мелочах, как бесплатные карандаши и мерные ленты. Читайте также: ИКЕА-2017: 10 крутых вещей из нового каталога брендаКак сэкономить в ИКЕА: 8 практических советов11 фактов об ИКЕА, которые вы точно не знали

О том, как ИКЕА стала самым узнаваемым брендом в мире
© Kitchenmag