Войти в почту

Набежавшая «волна» - «Наша Версия» продолжает исследовать особенности регулирования алкогольной продукции в стране

Во многих СМИ дискуссия по вопросу наличия пивных магазинов, торгующих разливным пивом на первых этажах жилых многоэтажек, ведется достаточно давно. При расхождении в видениях различных людей и ведомств, всем понятно, что необходимо найти некую «золотую середину» в решении данной весьма непростой и злободневной темы. Расскажем об этом подробнее. Начнем с того, что руководитель юридической компании «Туров и партнеры», практикующий и ведущий специалист по налоговому планированию, построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финансовых потоков Владимир Туров в статье «Помощь» малому бизнесу: пивные магазины исчезнут из многоэтажек» от 21.02.2020 года, выложенной на его сайте, поделился новостью, имеющей отношение к МО, где высказал опасение, что вышеприведенный «опыт распространится дальше на всю страну». Туров говорит о том, что, «с июня 2020 года планируется ввести запрет продажи разливной алкогольной продукции в зданиях, относящихся к многоквартирным домам. «Опора России» считает, что документ принят без учета мнений предпринимателей. Однако министр потребительского рынка данного региона заявил о том, что «нормативный акт принят, и он защищает права жителей многоквартирных домов. При этом будут закрыты больше 1000 торговых точек». Владимир поделился наблюдением, что «если выходить из нашего офиса, то в 20 метрах находится как раз такой магазин с разливным. И я ни разу не видел там алкоголиков. Не покупают алкоголики пиво по цене 100-200 рублей за литр. В магазине чистенько, аккуратно, сам туда пару раз заходил. Почему этот магазин надо закрывать? Почему это мешает жителям многоквартирных домов? Российские чиновники любят ссылаться на «по многочисленным просьбам трудящихся масс…». Трудящиеся массы совсем не против, чтобы в шаговой доступности, рядышком с домом продавалось разливное пиво. Давайте тогда скажем правду: не по многочисленным просьбам трудящихся масс, а по многочисленным просьбам крупных торговых сетей. Они же продают пиво, которое не портится «десятилетиями» и содержащие всякие «вещества». То есть водку по 100 рублей продавать можно, а фильтрованное или нефильтрованное качественное пиво продавать нельзя? Где здесь логика? Какова цель подобного запрета? Действительно ли законодатели и чиновники региона заботятся о жителях многоквартирных домов и здоровье населения? Или они преследуют интересы какие-то иные, отличающиеся от официально заявленных?». Владимир Туров подчеркивает, что он бы «не хотел, чтобы этот «успешный» опыт распространился на всю страну. Я вам так скажу: в нашей стране есть только один значительный минус – дышать нечем… Давайте скажем честно, с точки зрения качества продуктов питания, у нас еще можно сходить на рынок и купить что-то натуральное, а не на 100% «химизированное»! В России благодаря маленьким бизнесменам еще можно надеяться на то, что мы сможем купить нормальную курицу, овощи и зелень без всякой дряни. Не согласен я с такими мерами. Да сохранится малый бизнес!». Точку зрения Турова в определенной степени разделяет член профильного комитета по пивной отрасли ОПОРы России, бизнесмен, совладелец крафтовой подмосковной пивоварни «Варяг» Павел Ольшанский: «по факту – это удар по микробизнесу. Но это – не единственный минус данного закона. Еще одним «минусом» является перераспределение потребления алкоголя в сторону крепких напитков. Подобный опыт уже есть в одном из регионов РФ (об этом далее – авт.). Его результатом стало смещение объема потребления в крае в сторону крепких напитков, по сравнению со слабоалкогольными. Вы также можете обратить внимание на то, что разливное пиво уже «ушло» на начало 2020 года, к примеру, из сети «Красное/Белое». Такое произошло совсем неспроста…». Как обстоит дело в реальности, мы также попросили прокомментировать практикующего не первый год юриста Анатолия Семенца, который уже не в первый раз помогает нам разобраться в законодательных нюансах. До этого он очень профессионально разъяснил всем нашим читателям о противоречивых нюансах правил продажи алкоголя в некоторых сетевых магазинах, о чем мы писали. На этот раз Анатолий не менее обстоятельно проанализировал данную нам ситуацию с юридической точки зрения, после чего выяснилось следующее: «В настоящее время в государственной Думе рассматривается законопроект № 429017-7 о внесении изменений в некоторые федеральные законы, призванный ограничить продажу алкоголя в заведениях общественного питания в жилых домах, имеющих площадь зала обслуживания посетителей в этих объектах меньше 20 кв. м. Законопроект также предусматривает предоставление регионом прав самостоятельно устанавливать дополнительные ограничения на продажу алкоголя в кафе и барах в жилых домах и по времени и по минимальной площади заведения, — вплоть до полного запрета. Особое внимание необходимо обратить на то, что в заведениях расположенных в жилых домах и рядом с ними, распивать алкоголь вне установленного времени будет нельзя. Данная инициатива законодателей вызывает недоумение по нескольким причинам. Представляется, что существующие правовые нормы - «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский кодекс РФ, а также ряд подзаконных актов и региональное законодательство, принятое на уровне субъектов РФ, в полной мере регулируют те общественные отношения, которые дополнительно и явно избыточно хотят подвергнуть регулированию депутаты. Кроме того, во многих регионах приняты и вступили в силу законы о тишине, которые довольно жестко регулируют уровень шума в жилых многоквартирных домах и прилипающих к ним территориях, вводя ограничение по времени и уровню шума». Семенец полагает, что обсуждаемый закон «может уничтожить подавляющее количество легальных точек реализации алкогольной и слабоалкогольной продукции. Это связано, прежде всего с тем, что до 1990 года большинство строящихся жилых домов предусматривало наличие нежилых помещений на первых этажах, в которых располагались продуктовые магазины и пункты общественного питания, отдельно стоящие здания крайне редко использовали для этих целей. По подсчетам специалистов - до 90% заведений располагаются в многоквартирных жилых домах. Как показывает практика, до 70% их выручки зависит от продажи алкоголя. При этом необходимо понимать, что получение лицензии на торговлю алкоголем - сложная процедура, включающая в себя обязательное наличие склада алкогольной продукции, оборудованного охранной и пожарной сигнализацией, а пошлина за получение лицензии составляет более 50000 рублей в год». Анатолий Семенец отмечает, что «производство и реализация алкоголя и слабоалкогольной продукции в РФ, чрезвычайно зарегулированная отрасль. Существует множество правил и требований, соблюдать которые обязан производитель и продавец алкоголя и каждое из требований накладывает на предпринимателя дополнительные обязательные расходы и чревато штрафами, в случае их неисполнения. У нас есть данные, которые говорят о том, что обсуждаемый законопроект работать не будет, скорее наоборот - усложнит жизнь добросовестным участникам рынка. С 2017 года в Краснодарском крае действует запрет на продажу разливного пива в магазинах, расположенных в жилых домах. Край стал одним из первых регионов с таким жестким запретом. Что изменилось за 3 года существования ограничения? По сведениям из открытых источников до 2017 года в крае было около 1 200 магазинов разливного пива. К июню 2017 года их осталось около 600, более 1000 человек, занятых в этих заведениях потеряли работу. В настоящее время рынок региона перестроился, количество магазинов выросло до 800. При этом магазины теперь работают как кафе. Заметна и ещё одна тенденция - в течение 2019 года массово открываются магазины в помещениях, переведенных из жилого фонда в нежилой! Таким образом, считает Семенец, «область регулирования обсуждаемого законопроекта, явно пересекается с действующими законами, как федеральными, так и региональными. Не решает поставленных перед ним задач, ведёт к уменьшению поступления налогов во все уровни бюджетов, влечёт за собой массовое закрытие пунктов общественного питания, ликвидацию юридических лиц и прекращение осуществления предпринимательской деятельности субъектами малого и микро-бизнеса. Можно при этом сделать вывод, что выгодоприобретателями, в случае принятия законопроекта становиться владельцы отдельно стоящих торговых центров, крупные пивоваренные компании, реализующие свою продукцию через торговые сети и недобросовестные предприниматели, которым все равно - больше или меньше будет ограничений. Все происходящее, не очень коррелирует с постоянными установками, исходящими от представителей исполнительной и законодательной властей - о необходимости поддержки бизнеса и уменьшении административных барьеров. Отраслевые события последнего времени явно говорят о курсе государства на ужесточение контроля производства и реализации слабоалкогольных напитков, предоставление преференций крупным компаниям, в ущерб интересам малого и микробизнеса». В общем, тема «горячая» и решить ее «с наскока» непросто. Из комментариев, приведенных к соображению, высказанному Владимиром Туровым на его сайте, видно, что мнения людей разделились, причем термин «химическое» пиво, являющейся выдумкой, прочно сидит в головах: Alisa Трушина: «В нашем доме тоже такой магазин, и жителям от этого не сладко. Может днем чисто и аккуратно, но вечером и ночью собирается соответствующая публика, летом открывать окна, выходящие на магазин, нельзя, шумно, часто случаются разборки, драки. Полагаю, запрет необходим». Курч Атова: «Я тоже за запрет. Чистенько и аккуратно - это лишь одна сторона медали. Другая - это обоссаные подъезды, пьяные компании на детских площадках, бесконечная разгрузка грузовиков со стороны дворовой территории. Торговля алкоголем это не тот малый бизнес, который надо поддерживать за то, что приносит пользу обществу, предоставляя необходимые и полезные продукты и услуги. Это всего лишь способ «по-быстрому срубить бабла» на пороках общества. С нетерпением жду, когда этот успешный опыт распространится по всей стране». Денис Тихоновский: «Считаю что это - правильно. В нашем ЖК куча разливух и все в жилых домах. Там тусуются сомнительные личности, особенно к вечеру. Ладно бы если люди просто покупали и шли домой распивать, но нет,стоят, пьют, курят, матерятся. Здесь же по тротуару гуляют мамы с колясками и детьми. Есть круглосуточные «разливухи», так там как раз дешевое пойло продается. Вот и стягиваются туда все «сливки» района, а потом ор и драки ночью, прямо под окнами». Салават Миасов: «А я за запрет пивных магазинов и вообще алкогольных магазинов и алкоголя в целом: - Уже сейчас пивные магазины становятся сетями и также продают химическое пиво. - Алкоголизация населения высокая, а тут дети с малолетства видят доступность алкоголя. - Хотите натуральное пиво? Радейте за ГОСТы». Гарник Санамов: «А что тут комментировать? Вы сами уже всё расписали...». Крынецкая Ольга: «Владимир, вы, как всегда, правы! Очередной раз наступают на хвост малому бизнесу, прикрываясь заботой о гражданах. У нас в городе (Великий Новгород) тоже есть такие точки - разливного пива в шаговой доступности. Всегда аккуратно, всегда убрано. Свежее и вкусное пиво. А зайди во двор - переполненные помойки без разделения мусора (острая тема для меня) и никому никакого дела! Что вдруг к пиву решили прицепиться?». Евгений Кудренко: «Владимир, вы правы на 100%. Сети купили все и всех». Подытоживая, можно сказать следующее: Возможно, одним из выходов из данной ситуации, может быть следующий: если вы закрываете «разливайки», то предложите альтернативу – выделите место под постройку «локальных» пабов, опыт открытия и функционирования которых описан нами в статье. Сделайте доступной аренду уже существующих помещений для переезжающих предприятий. Когда альтернативы нет, а «разливайки» закрыты, то, очевидно, что любители выпить во дворах пойдут в любой магазин ближайшей крупной торговой сети, купят там еще дешевле, все, что захотят и прекрасно направятся к вам во двор! И где гарантия, что это будет пиво, сидр или другая слабоалкогольная продукция, а не очередное, гораздо более градусное и опасное для здоровья пойло… Думаю так, что сам термин «борьба с алкоголизмом» устарел. Сколько можно «бороться» непонятно с чем? Предлагаю прививать просто Культуру Пития, которая не формируется по указке сверху! Она приходит постепенно, вместе с изобилием товаров на прилавках, открытием локальных пабов и кафе, разнообразием ценового и вкусового предложения в них, общим ростом экономического уровня жизни населения. Просветительством, лекциями о разнообразии пивных сортов (в том числе безалкогольных) и если смотреть шире - законодательной поддержкой локальных (то есть местных) пивоварен и других производств. «Пить меньше и вкуснее», можно там, где вы уважаете себя и ваших сограждан, а не там, где «набегает» очередная «компанейская волна», в которой шумно «бросают за борт» очередной «законодательный выкидыш» в угоду кому?.. Продолжение следует. «Наша Версия» предупреждает о вреде чрезмерного употребления алкоголя. Запрете его продажи лицам моложе 18 лет. Выражаем признательность за предоставленные комментарии совладельцу пивоварни «Варяг» Павлу Ольшанскому, Анатоию Семенцу: @grenader_brewery Фотографии – Роман Егоров.

Набежавшая «волна» - «Наша Версия» продолжает исследовать особенности регулирования алкогольной продукции в стране
© Версия