Магазин приехал: корреспондент «Нижегородской правды» объездил с автолавкой отдалённые деревни

Фото Алины МалининойМагазин приехал: корреспондент «Нижегородской правды» объездил с автолавкой отдалённые деревниВот уже 12 лет жители села Спасское Нажия и Хамзя Мустафины возят продукты в самые дальние деревни своего района, в которых нет магазина. Недавно предприниматели благодаря региональному проекту «Автолавка в село», разработанному по поручению губернатора Глеба Никитина, приобрели настоящий «магазин на колёсах» — с холодильным оборудованием, витринами, горячей и холодной водой. В один из дней их попутчиком стал и корреспондент «Нижегородской правды». Накормить пенсионеров Хамзя съезжает с щебёночной дороги на улице Малиновка деревни Бронский Ватрас и сразу увязает задним колесом в раскисшей от дождей каше. Нажия привычным движением раскрывает тугие дверцы автолавки, красиво раскладывает колбасу, баночки с йогуртом и сметаной. В Бронском Ватрасе нет ни интернета, ни мобильной связи. Приезд автолавки для села, где жители знакомы с детства, – повод пообщаться, обсудить последние новости: к кому гости приехали, кто в больницу лёг, чего ждать от погоды. Продукты пенсионеры выбирают подолгу, словно растягивая удовольствие. Нажия относится с пониманием, не торопит, снова и снова перечисляет ассортимент каждому покупателю: – Чай с бергамотом, с мятой, с чабрецом… Пряники постные, шоколадные, с начинкой… Что тебе взвесить, тёть Шур, сосиски или сардельки? Денег не хватает? Давай в долг запишу. И поясняет: – У многих совсем небольшая пенсия, не голодать же им. Из-за пары тысяч рублей мы не обеднеем. – Если бы не автолавка, не знаю, что бы мы и делали, – вздыхает 66-летняя бывшая колхозница Александра Ракова. – Магазин ближайший за три километра, у меня здоровья нет так далеко ходить. Её супруг Фёдор Алексеевич привычно помогает подкладывать битый кирпич под колесо осевшего в густой грязи автофургона – оказалось, лавка часто проседает на бездорожье. С помощью нашего редакционного водителя сельчане дружно выталкивают «магазин» на дорогу. – В этом году ещё снега почти не было, а вот в 2005-м, когда большие сугробы наметало, туго приходилось, – признаётся водитель автолавки. Километры к сорока покупателям Ездить по деревням с продуктами Мустафины начали с конца девяностых. – Работы в районе не было, мы уж всё перепробовали – я одеждой торговала, муж был водителем в райпо, – вспоминает Нажия. – Тогда народу в деревнях было побольше, чем сейчас, дома зимой пустыми не стояли. Ездили 2-3 раза в неделю, торговля была прибыльной. Теперь с октября по май Мустафины ездят в каждую из «своих» десяти деревень раз в неделю – зимой покупателей мало. С понедельника по четверг торгуют с автолавки на рынке в Спасском. Следующая остановка – на соседней улице. Из ближайшего дома к нам уже спешит пожилая женщина в шерстяном платке – Нажия ей заранее позвонила. Подтягиваются работницы из колхозной конторы. Набирают полные сумки: ведёрко майонеза, сельдь, муку – чтобы хватило до следующего приезда. Ассортименту в автолавке позавидует и стационарный магазин. Всё свежайшее – на оптовый склад в Нижний Мустафины ездят каждую неделю, берут небольшими партиями. Если что-то кончается, просят подвезти коллег из других автолавок района. Конкуренции за рынок сбыта давно нет, все деревни поделены. В деревню Новая въезжаем с призывным гудением. Зимой здесь тоже половина домов пустует. – Напишите: очень удобно, продукты свежие, продавцы вежливые, – отходит от машины с полными сумками пенсионерка Татьяна Даданова. – Я здесь только два года живу, за мамой ухаживаю. Где бы мы продукты ещё покупали? До Спасского 12 километров…. Аншлаг в деревне Верхний Осёлок: здесь 75-80 постоянных жителей, большинству глубоко за 70. За день автолавка обслуживает 40-50 покупателей. Продукты для ста деревень Проект «Автолавки в село», который призван обеспечить необходимыми товарами жителей удалённых сёл и деревень, стартовал в регионе в прошлом году. Согласно его условиям, предприниматели, купив автолавку, могут вернуть 50-60% затрат. Конкурс на предоставление субсидии выиграли 10 муниципалитетов, поддержку получили 19 предпринимателей, в том числе Мустафины из Спасского. В результате услуги нестационарной торговли получили жители в 100 населённых пунктах. По словам министра промышленности, торговли и предпринимательства Максима Черкасова, в 2020 году на субсидии при покупке автолавок выделено порядка 15 млн рублей. Столько же заложено на 2021 год. Новый конкурс пройдёт в мае-июне этого года. Проект «Автолавки в село» реализуется в рамках госпрограммы «Развитие предпринимательства Нижегородской области» по поручению губернатора Глеба Никитина. Напомним, что с начала 2019 года по решению главы региона Нижегородская область начала работу по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Магазин приехал: корреспондент «Нижегородской правды» объездил с автолавкой отдалённые деревни
© Нижегородская правда