Ужасы самоизоляции: как не сойти с ума, перейдя на "удаленку"
Фрилансеры со стажем вслух шутят, что в условиях пандемии коронавируса выживут только они, однако потихоньку пишут в "лички" штатникам с просьбами занять денег. Но у вчерашних офисников свои проблемы: нужно как-то научиться работать в условиях удаленки, при этом не сойти с ума, не срываться на родных и не потерять эффективность. А их руководителей заботит необходимость сохранить команду, привычную субординацию и производительность на докарантинном уровне. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает, как выжить и не сойти с ума, работая из дома, и как остаться настоящей командой, не видя друг друга ежедневно. Как не сойти с ума Режим удаленной работы очень сильно отличается от привычных "с 9 до 18", и именно в этом различии заключается ее главная трудность. Опрошенные эксперты рассказывают, какие перемены воспринимаются особенно болезненно, и делятся лайфхаками, как научиться принимать это и адаптировать себя к новым обстоятельствам. Дом – тюрьма. Очень многое зависит, конечно, от условий, в которые попадает человек: от того, насколько эта изоляция полная (например, он вынужден просто работать дома или же ему вообще запрещено покидать квартиру), в каких условиях он живет, рассуждает психолог Надежда Двоскина. Очевидно, что чем более полная изоляция и чем хуже жилищные условия, тем тяжелее может протекать этот период. И наоборот, возможность выйти на улицу и погулять может дать возможность довольно легко перенести необходимость какое-то время работать на удаленке. Конечно, рассуждения о пользе позитивного мышления и поиска преимуществ в сложившейся ситуации уже набили оскомину, но это не отменяет их эффективность, отмечают эксперты. Вынужденное затворничество вполне можно воспринимать, как некий "вызов", определенную задачу, с которой можно справиться и подняться на очередную ступеньку в личностном развитии. Во всяком случае, стоит попробовать рассмотреть это именно так, рекомендует Двоскина. В первую очередь, когда люди уходят на домашнюю работу, у них освобождается то время, которое они тратили на дорогу, отмечает директор оздоровительного центра "Хорс" Людмила Шумилова. И это время нужно использовать, чтобы заняться собой, своим здоровьем. Сейчас есть все возможности для людей поднять свой иммунитет. В появившееся свободное время можно уделить время самомассажу, который помогает укрепить иммунитет. Мысль об этом, кстати, поможет справиться и с тревожностью. Один совет, который нужно применять всегда (не только в карантине), звучит так: "Фокусируйте свое внимание, мысли, действия на том, что приносит позитивные эмоции" и тогда (только тогда) их станет больше, советует психолог, мотивационный тренер, автор ежедневника и системы достижения целей "Мои 52 шага" Анна Константинова. Например, в соцсетях многие "домработники" уже радуются тому факту, что в режиме удаленки можно отдохнуть "от людей, которые их бесят". "Еще прием напоследок, если уж совсем все плохо – сделайте что-то полезное для другого человека, только без ожиданий благодарностей, а искренне и от души – и вы однозначно почувствуете себя лучше", – уверена она. Например, одолжите/подарите денег знакомому фрилансеру, что, кстати, можно делать дистанционно, а значит, карантинного режима вы не нарушите. Рабочее пространство. Один из неприятных сюрпризов, который поджидает людей при переходе на удаленку, заключается в том, что работать, сидя на любимом диване, оказывается, далеко не так удобно, как казалось. Работать из дома очень сложно по причине того, что у многих дом ассоциируется с отдыхом, так сказать, якорь стоит на расслабленном состоянии ума. Но есть пара лайфхаков, как обмануть свой мозг, объясняет коуч АСС ICF, коуч команд Елена Канавина. Во-первых, нужно выделить себе место для работы. Найдите стол или освободите часть стола, поставьте туда ноутбук, кружку с чаем, положите какую-нибудь папку или другой канцелярский предмет, который обычно лежит у вас под рукой в офисе. "Представьте, что это ваш кабинет и специальное место, где работают. Не работайте с дивана, с кровати и на балконе", – рекомендует Канавина. Во-вторых, нужно сохранить привычный график работы, то есть садиться за стол тогда же, когда вы это делали в офисе, и обедать тоже по расписанию. "Не включайте музыку, фильмы и прочий фон, если вы этого не делали на работе", – советует эксперт. Домочадцы как проблема. Когда в семье нет опыта работы из дома, самая частая проблема – смешение личного и рабочего времени, объясняет Двоскина. Очень часто домашние просто не понимают, что "отвлечься на пять минут" невозможно, это сбивает весь рабочий ритм, что в итоге приводит к обидам и претензиям. Всего этого можно избежать, если изначально очень четко договориться о правилах: например, с 10 до 14 и с 15 до 18 – исключительно рабочее время, а все остальное время для семьи. То же самое и если споры возникают относительно рабочего пространства, советует она. Если же говорить о детях, то основная сложность, по большому счету, может возникнуть в связи с тем, что дети также вынуждены сидеть дома вместе с родителями и элементарно устают от этого, продолжает Двоскина. Важно поддержать их в такой период, дать возможность высказать и все свое недовольство ситуацией, и какие-то страхи и опасения. Объясните суть изоляции, почему это важно, что это явление временное. Словом, необходимо быть на эмоциональной связи с детьми, не отгораживаться от них и не считать, что "детям все это легко дается". Им тоже может быть страшно, скучно и непонятно. Осторожно, еда! В режиме удаленной работы стоит очень внимательно отнестись к еде, подчеркивает Двоскина. Дело в том, что часто люди заедают не только скуку, но и тревогу, а тревога может довольно серьезно проявлять себя в ситуации с изоляцией. Очень важно постараться отслеживать: вы сейчас едите потому, что действительно голодны, или вам тревожно? Если второе – лучше постараться отложить очередной бутерброд и успокоить себя другими методами, рекомендует она. Надо сказать, что часто люди знают, что им обычно помогает при скуке или тревоге (например, какая-то определенная музыка, любимый фильм, медитации, занятия спортом). Но бывает и так, что человек мало осведомлен о том, как справиться с собственным состоянием, продолжает Двоскина. В этом случае можно порекомендовать только пробовать – просто брать какие-то традиционные способы успокоения (речь только о здоровых методах) и применять на себе. К слову, запертые в домах итальянцы сбрасывали напряжение, распевая на балконах песни, что порадовало в итоге весь интернет и вызвало волну поддержки во всем мире. "Из дома не работается". Для многих главной проблемой удаленной работы становятся даже не отвлекающие факторы, а невозможность сосредоточиться и включиться в работу из-за отрыва от привычной обстановки. Заменить ее может, например, постоянный "режим дедлайна", отмечает CEO креативного агентства Ольга Караулова. "Для тех, кто перешел в "домашний" режим экстренно и неожиданно из-за карантинных мер, я бы рекомендовала вводить планы и отчеты на день. Обсуждать утром в режиме Skype-call с коллегами планы на день и вечером требовать отчет по электронной почте. Для сотрудников, которым не ввели планирование и отчетность, я рекомендую ввести себе все эти нормы самостоятельно. Потому что, во-первых, это дисциплинирует. Во-вторых, будет стимул сделать все быстрее, чтобы поскорее заняться личными делами. В-третьих, начальник все равно когда-нибудь догадается спросить: а чем ты занимался весь день (или всю неделю)? А у вас готов не жалкий лепет в телефонную трубку, а полновесный отчет", – рассуждает Караулова. Для концентрации хорошо помогает грамотная расстановка задач, планирование дня. Но тут есть очень серьезный момент: важно не переоценивать свои силы, отмечает в свою очередь Двоскина. "В практике я неоднократно сталкивалась со следующей стратегией: человек ставит себе 50 задач на день (и это не преувеличение). В результате реально получается выполнить 3-4, и человек начинает мучиться чувством вины, обесценивать свои реальные достижения, работа валится из рук, потому что "все равно я не смогу все сделать"", – вспоминает она. Другими словами, если вы реально можете сделать 3-4 задачи – вот их и сделайте. И если вы знаете, что основная работоспособность у вас наступает с утра или, наоборот, к вечеру, планируйте их именно на эти часы. Тогда у вас будет и концентрация, и работоспособность. Обязательно закладывайте время на отдых. Опять же нередкий случай, когда человек планирует задачи, ставя их стык в стык. Это очень большая ошибка, которая и приводит в результате к рассеиванию внимания просто потому, что мозг требует отдыха, подчеркивает Двоскина. Как не потерять команду В ситуации, когда сотрудники вынужденно переходят на удаленную работу, страдает не только каждый из них, но и коллектив в целом. Эксперты дали несколько рекомендаций, которые позволят сохранить командный дух даже тогда, когда люди находятся далеко друг от друга. Договоренность "на берегу". Если команда еще не расселась по квартирам, стоит посоветоваться о том, как вы все будете дальше жить и работать. Обсудите ваши общие цели на период карантина. Но самое важное, о чем стоит договориться, – это формат совместной деятельности онлайн, советует Канавина. Надо выбрать платформу для связи, обозначить график совещаний и выбрать организаторов созвонов. Очень важно намеренно увеличить количество совместных (пусть и удаленных) встреч, формальное и неформальное общение. Подойдет новый "карантинный чатик" для обмена мемами и новостями, челлендж по утренней зарядке, обмен фотографиями или смайлами в начале рабочего дня, пижамные будни и любые другие виды совместного контакта, добавляет она. Общение в новом формате. Самый главный вызов – это разрыв информации между людьми в команде, поэтому сохранение совместных совещаний так важно, подчеркивает Канавина. Донести мысль вживую гораздо легче, чем онлайн, поэтому нужно обогащать общение видеосвязью, презентациями, интерактивными "голосовалками", общими чатами. Дайте вашей команде прикольное название в чате и выберите ей картинку в качестве аватара. Встречи должны задействовать все каналы приема информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Когда нет физического контакта с людьми, человек теряет зачастую смысл в деятельности, не ощущает поддержки, не может войти в рабочий ритм. Контроль. Уход команды на удаленку – это вызов в первую очередь для руководителя. Самое важное, что он должен делать, это поддерживать эффективность работы команды, а не искать слабое звено, подчеркивает Канавина. Если команда не мотивирована, работает плохо, то вариант "отлежаться на диване" – это признак плохого руководства, отмечает она. Но не нужно перегибать с контролем, добавляет Караулова. Для большей производительности лучше давать сотрудникам некоторую свободу. Часто для дела не так важно, чтобы все сидели приклеенными к компьютеру. Сотрудники могут погулять, решить личные вопросы и так далее. Но все это им должно быть доступно только тогда, когда работа выполняется в срок, и в любой момент с человеком можно связаться. Так или иначе, именно руководителю стоит выступить с инициативой и внедрить в команду все вышеописанные активности, плюс участвовать в них самостоятельно, слушать, наблюдать и корректировать потоки информации. Команда оценит заботу, станет лояльнее и результативнее, заключает Канавина.