Поющий сердцем: 125 лет назад родился Леонид Утесов
Во все праздники его песни разносились из радиоприемников, его голос приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач, под его пение ждал своего взлета Юрий Гагарин. Сегодня страна отмечает 125-летие со дня рождения гения русской эстрады Леонида Утесова. О том, как мальчик из Одессы с неполным образованием стал играть в театре, зачем выбрал себе такой псевдоним и почему именно Утесов считается прародителем русского рока – читайте в материале «МИР 24». Музыкальный непоседа «Я был сорванцом и буйной головой, усидчивые игры были не для меня», – вспоминал Леонид Утесов. Настоящее имя Утесова Лазарь Вайсбейн. Он родился 21 марта 1895 года в Одессе в еврейской семье. Родители мальчика хотели, чтобы сын получил практическую профессию: стал инженером, врачом или юристом. Однако Ледя, как его ласково называли в семье, с детства проявлял артистические навыки, тяготел к выступлениям на публике и интересовался музыкой. Рассказывают, что в свои 15 лет Лазарь играл на нескольких музыкальных инструментах, пел в синагоге и исполнял еврейские песни на свадьбах. Отец Лазаря, торговец Осип Клементьевич, хотел дать сыну лучшее образование, поэтому мальчик поступил в коммерческое училище. Сам юноша изначально не хотел связывать свою жизнь с музыкой – она была для него лишь хобби, его мечтой было стать пожарным или моряком. Однако в училище судьба свела Лазаря с талантливым музыковедом Александром Федоровым, он-то и помог мальчику определиться с делом всей жизни. Прилежный за освоением музыкальных инструментов, но буйный за пределами класса, мальчик так и не смог закончить учебу из-за постоянных выходок. Вспоминают, что ученика исключили за фокус с учителем Закона Божьего. Сорванец отловил батюшку в темном классе и измазал его чернилами с мелом. Так Лазарь получил «волчий билет» и не смог больше продолжать учебу. После этого случая молодой одессит решил искать вдохновение на улицах родного города. Тогда он твердо решил, что будет заниматься исключительно творчеством. «Я стану настоящим артистом, и вы будете мною гордиться», – заявил Лазарь родителям. Но поначалу ему никак не везло. Приходилось зарабатывать на жизнь то торговлей, то рыбалкой. Рассказывают, что однажды Вайсбейн отправился с рыбаками на лов и пересекся с музыкантом Скавронским. Тот сказал парню: «Ты, бесспорно, артист, однако, как, скажи на милость, играть с твоей фамилией?». Тогда артист впервые задумался о псевдониме. Согласно легенде, музыкант взглянул на прибрежные скалы с рыбацкими хижинами, и ему на ум пришло прозвище «Утесов». Боевое крещение народного артиста в театре и на фронте С тех пор, как вспоминал сам музыкант, дело пошло в гору. Новая фамилия понравилась не только ему, но и народу. Дебют в одесском театре был успешным, постепенно теперь уже Леониду Утесову стали предлагать все более заметные роли. На сцене он самовыражался одновременно как артист, танцор и певец. Слава пришла к нему достаточно быстро, от этого Леонид Осипович все больше погружался в работу. Говорят, с приходом первого успеха Утесов сформулировал свой главный профессиональный принцип: «каждое последующее выступление должно быть либо новым, либо обновленным», ведь зрителям быстро приедаются образы. Он боялся наскучить людям, поэтому, как рассказывают, репетировал новые роли буквально на улицах города – отводил в сторону прохожего и рассказывал свою новую шутку. Если никто не смеялся, актер переделывал материал и подачу. До 1914 года Утесов жил довольно беззаботно: женился на артистке Елене Ленской и переехал с ней в Феодосию, где они вместе выступали, у них родилась дочь Эдит. Затем Леонида Осиповича призвали на фронт, служил он в тыловой части под Одессой, а после его пригласили выступать в Москве. Рассказывают, что в столице артисту не понравилось, слишком уж бездушной была публика. Артист вернулся в Одессу в 1917 году, как раз к началу Гражданской войны. Тогда творчество Утесова, как артиста легкого жанра, стало выполнять другие функции. Он стал давать выступления для Добровольческой армии, позднее – для красноармейцев. Выступая днем и ночью, в различных уголках родины, Утесов увидел подлинную силу искусства – во время выступлений «уставшие в сражениях люди на глазах распрямляли плечи, обретали бодрость духа и разражались оживляющим смехом». Леонид Осипович писал: «Никогда раньше я не получал таких аплодисментов, никогда раньше не испытывал такого наслаждения от представлений». После войны карьера артиста вышла на новый уровень. Утесов снова решился переехать в Москву – на этот раз удачно. Для специфичной столичной публики пришлось поработать над репертуаром. Самым ярким выступлением того периода стал авторский шестичасовой спектакль Утесова, где он продемонстрировал публике все, нас что способен: песни, танцы, сатирические зарисовки и даже цирк. Артист стал популярен и за рубежом – он побывал на гастролях во многих европейских странах и вот тогда по-настоящему увлекся джазом. Конечно, Леонид Осипович стал размышлять, как бы адаптировать это уникальное музыкальное явление к партийным реалиям. Слово «джаз», очевидно, вызвало неприязнь, тогда Утесов придумал термин «театрализованный оркестр». Пришлось выкручиваться самому: нанимать артистов, изобретать возможность звукозаписи, искать площадку для выступления. Так у Утесова родилась команда, аналогичная западной – состояла из 10 человек, где каждый имел свой музыкальный характер. Несмотря на все трудности, выступление оркестра состоялось 8 марта 1929 года. Успех был ошеломительный. Утесов писал: «Когда номер подошел к концу, плотная ткань тишины с треском разорвалась, и сила звуковой волны из зала была так велика, что меня отшвырнуло назад. Ничего не понимая, я несколько секунд растерянно смотрел в зал. И вдруг понял, что это победа. Я знал успех, однако именно в тот вечер понял, что схватил «Бога за бороду». Понял, что выбрал верную дорогу, и что никогда не сойду с нее. Это был день нашего триумфа». Сцена – наспех сбитая площадка, а зрительный зал – голая земля Следующие 10 лет коллектив покорял все новые вершины и расширял свой репертуар. Весть о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года настигла их перед концертом. Музыканты понимали, что жизнь их теперь изменится – они исполнили патриотические песни, затем каждый написал заявление на вступление в РККА. Им отказали: коллектив должен был поднимать боевой дух на линии фронта. Утесов писал: «Под проливным дождем выступали мы в парадной одежде. В каких бы условиях ни проходило представление, оно должно быть праздником, а тем более на фронте». Не раз оркестранты оказывались в передрягах, не раз попадали под обстрел. Однако это не сказывалось на их настрое и качестве выступлений. 9 мая 1945 утесовцы выступали на площади Свердлова. Этот день Леонид Осипович называл своим самым счастливым, а тот концерт – самым лучшим. В День Победы Утесова наградили орденом Трудового Красного Знамени, это был почетный знак признания его вклада в Победу. После войны коллектив Утесова продолжал свой творческий путь. Оркестр записывал новые пластинки, выступал на радио и телевидении, даже стал кузницей эстрадных кадров. На некоторое время к группе присоединилась дочь мастера Эдит. Современные критики считают, что она была уникальной самобытной артисткой, но во времена партии отцу пришлось ее уволить – народ не воспринял необычный голос и стиль исполнения девушки. С тех пор к Леониду Осиповичу подступила черная полоса: в 1962 году умерла его жена Елена, а в 1966 году у него начались проблемы со здоровьем. Так он решил покинуть сцену. Продолжал руководить оркестром, но сам не выступал. Артист написал автобиографическую книгу «Спасибо, сердце!», а 24 марта 1981 в последний раз вышел на сцену. Рассказывают, что в последние годы жизни Леонид Осипович чувствовал себя забытым и одиноким. Его мечта о внуках так и не сбылась. В 1982 году от лейкемии умерла его дочь Эдит, после этого артист продержался всего полтора месяца. Утесова не стало 9 марта 1982 года. Последними словами артиста были: «Ну, всё…».