Нутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове
В конце ноября 2019 года в музее-усадьбе «Кусково» завершилась комплексная реставрация павильона «Грот» середины XVIII века. Эта работа, занявшая у специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря почти три года, отмечена наградой конкурса «Московская реставрация». В чем уникальность «Грота» и почему работа по возвращению его хрупкой красоты заняла столько времени — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур». Подмосковный Версаль Шереметевых Архитектурно-ландшафтный ансамбль любимой усадьбы графов Шереметевых формировался в 1750–1770 годах, когда самой наглядной демонстрацией богатства и высоты положения для российской аристократии считался собственный регулярный парк на французский манер. Императорский Петербург и его пригороды эта пришедшая из Версаля мода посетила еще в первой трети столетия — тогда появились Летний сад, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское Село. В Москве она началась примерно в то же время с Головинского сада на Яузе (сейчас известного как Лефортовский парк) и достигла расцвета несколько десятилетий спустя. Практически одновременно с парком в Кускове обустраивал террасный ботанический сад один из богатейших людей страны промышленник Порфирий Демидов. Лишь пейзажная часть его детища дожила до наших дней в виде Нескучного сада. Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка Горького «Прелестному Кускову» повезло больше: на сегодняшний день бывшая графская усадьба обладает единственным сохранившимся французским регулярным парком в пределах Москвы. Его появление стало возможным после того, как Шереметевы в 1743 году породнились с князьями Черкасскими. После женитьбы графа Петра Борисовича на княжне Варваре Алексеевне — единственной наследнице канцлера Российской империи и одного из самых состоятельных ее вельмож — в руках новобрачных оказалось огромная территория вокруг Кускова площадью около 230 гектаров. Устройство парка по подобию Версаля требовало не только линейности и симметрии в плане, декоративного подхода к организации зеленых насаждений и водного пространства, обилия скульптуры, тяги к театральным эффектам и «курьезам», но и возведения типовых построек с определенным антуражем. Среди архитектурных составляющих регулярного парка были оранжерея, эрмитаж, охотничий павильон, разные «иностранные» домики (итальянский, голландский), амфитеатр, беседки, фонтаны и, наконец, грот. Рукотворная пещера Как тип садово-парковой постройки грот (от итальянского grotta — «пещера») появился еще в эпоху Ренессанса. Часто этот архитектурный каприз, придуманный в Италии, располагали рядом с водоемом, иногда даже частично в воде, стилизовали под естественную пещеру и использовали в качестве купальни. В Россию моду на гроты, как и многие европейские тренды, перенес Петр I. Диковинкой Петербурга одно время считался грот в Летнем саду, сделанный по проекту архитектора Андреаса Шлютера в месте, выбранном лично первым императором. Открытый в 1725 году грот удивлял публику более полувека, пока его не разрушило наводнение 1777 года. Остатки конструкции были разобраны, а новое строение на этом месте — существующий и поныне Кофейный домик — Карл Росси выстроил уже в соответствии с модой XIX столетия. Одним из самых интересных гротов Подмосковья стал грот в усадьбе Кусково (к Москве эта территория присоединилась только в 1960-х). Выстроен он был позже петербургского. Сначала на этом месте был деревянный грот, но как он выглядел — неизвестно, остались только письменные упоминания. Замена на каменное строение, которой занимался крепостной архитектор Федор Аргунов и которое можно увидеть в Кускове сегодня, заняла около пяти лет — с 1756 по 1761 год. Грот стал завершающей частью ландшафтной «затеи» в юго-восточной части парка, выросшей вокруг Итальянского пруда. В ансамбль также влились двухэтажный Итальянский домик-палаццо по проекту обучавшегося в Риме архитектора Юрия Кологривова, Итальянский садик с двумя фонтанами и пять менажерий (архитектурно оформленных домов для птиц), в которых содержались журавли, американские гуси, лебеди, пеликаны, фазаны. Экстерьер грота по задумке архитектора олицетворял соединение стихий камня и воды. Его купол увенчан скульптурным фонтаном, каменные струи которого, стекая по крыше и стенам, расходятся по земле скругленными фигурными ступенями стилобата. Поддерживают тему воды и ажурные решетки на окнах и дверях, напоминающие причудливые водоросли. А парные муфтированные (с поперечными выступами) колонны, раскрепованные (с выступающими вперед частями) фронтоны и дробящая фасад рустовка (облицовка четырехугольными камнями) создают эффект переклички с размытым отражением грота на зыбкой поверхности воды. Это трехчастное сооружение в стиле рококо внешне имеет много общего с аналогичным павильоном, который Бартоломео Растрелли практически в те же годы возводил в Царском Селе. Эти два грота — единственные оставшиеся в России от Галантного века. Однако кусковский может похвастаться еще и совершенно уникальным для нашей страны интерьером. «Покажу вам грот прекрасный» Внутри павильон «Грот» состоит из центрального круглого зала, окруженного двумя кабинетами: южный выполнен в теплой цветовой гамме, северный — в холодной. Все имеющиеся средства были направлены на то, чтобы превратить внутреннее пространство в пещеру. Люкарны (оконные проемы в куполе) затягивали тканью зеленого цвета, чтобы добиться приглушенного «подводного» освещения, а окраска под мрамор усиливала этот эффект. В 1761 году Шереметев нанял для отделки павильона «гротических дел мастера» немца Иоганна Фохта. Его работа заняла почти в три раза больше времени, чем строительство, и завершилась только к 1775 году, но результат превзошел все ожидания. Стены и своды обоих кабинетов Фохт украсил экзотическими гротесками — так в изобразительном искусстве называются причудливые декоративные композиции, сочетающие реальные и фантастические элементы. Само слово «гротеск» в итальянском языке (grottesche) означает буквально «гротовый». Именно интерьеры гротов первоначально украшали такие мотивы. Для своих гротесков немецкий мастер использовал тонированную гипсовую лепнину, туф, песок, мох, кусочки дробленого стекла и зеркала, а также роспись, имитирующую поделочные камни. Самым удивительным декоративным элементом стали тысячи раковин 24 разных видов из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья. Главный герой спектакля «Гулянье, или Садовник кусковский» из репертуара усадебного Воздушного театра (сейчас сохранившегося лишь в описаниях), приглашая зрителей на прогулку, пел: Покажу вам грот прекрасный, Его нутрь из раковин витых, И всю мою оранжерею, Где зимой весна бывает, Эрмитаж и дом голландский, Покажу итальянский дом, Все беседки и птичник с прудом… Восстановление ракушечного декора в наше время стало большим вызовом для реставраторов. Грот неоднократно реставрировался ранее — в конце 1870-х годов, в начале 1940-х, в конце 1970-х, однако работы тогда сводились к консервации проблемных участков. В ходе реставрации 2017–2019 годов было решено восполнить утраты новыми фрагментами. Неприятным сюрпризом стал тот факт, что за прошедшие 250 лет семь видов моллюсков, чьи раковины использовал Фохт, успели вымереть, а некоторые поменяли среду обитания и внешний вид. Подходящие образцы на замену реставраторы подбирали вместе со специалистами Института океанологии РАН. Воссоздать первоначальный облик «Грота» позволили около 150 тысяч раковин, привезенных из Греции, Италии, Турции и Франции. Ракушечное убранство павильона не ограничивалось стенами и сводами. В нишах «Грота» размещено кусковское собрание деревянной и глиняной скульптуры, не имеющее аналогов в нашей стране. Эти работы западноевропейских мастеров также инкрустированы раковинами и перламутром. Известно, что коллекцию Петр Шереметев приобрел в конце 1775 года «у чужестранного купца Иоганн Георг Розенфельта» за тысячу рублей. Сохранились колоритные названия некоторых скульптур — «Мужик смотрит на раковины и рассуждает», «Французская баба держит в руках корзину с фруктами», «Мужик играет в волынку», «Женщина-крестьянка держит в руках маленького ребенка», «Французский мужик держит петуха», «Мужик держит в руках кувшин». Позднее коллекцию пополнили статуи меньшего размера с аллегориями времен года, а также редчайшие живописно-ракушечные панно с изображениями жанровых сцен и фигурой оленя. Маленький фонтан в виде «женщины, сидящей на дельфине, а позади обезьяна, убранные раковинами», был устроен в Итальянском садике, а середину пруда украшал фонтан со статуей сирены, тоже отделанной ракушками. Императорский павильон Экзотическое оформление быстро сделало «Грот» достопримечательностью усадьбы, и слава его неслась по России. Роскошная рукотворная пещера использовалась для приема избранных гостей. Екатерина II гостила в Кускове как минимум семь раз. В 1775 году, когда императрица приезжала в Москву по случаю годовщины заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, граф Петр Борисович выбрал главной сценой для чествования государыни этот павильон. Там, подобно «царице морской», она «изволила отобедать». Царственные особы регулярно навещали кусковский «Грот» и в следующем столетии. В мае 1886 года Александра III с семьей здесь принимал уже правнук Петра Шереметева. Поприветствовать высоких гостей пришли артисты-цыгане. Те посиделки зафиксированы в воспоминаниях графа Сергея Дмитриевича: «Здесь подали чай, фрукты и шампанское. Хор пел старательно, и все просидели довольно долго».