Вдова Юрия Любимова: «К сыну он никогда не проявлял интереса»
На минувшей неделе вдову знаменитого театрального режиссера Юрия Любимова венгерку Каталин Любимову (Кунц), которая сейчас возглавляет фонд его памяти, сбила «Шкода» в центре Москвы. 22-летнего виновника ДТП, скрывшегося с места происшествия, вскоре задержали. А пострадавшую с вывихом колена и переломом руки госпитализировали. Незадолго до происшествия 73-летняя Каталин дала большое интервью «Экспресс газете». С венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц, ставшей его последней женой, Любимов познакомился в 1976-м, когда Театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Потом Каталин прилетела в Москву как корреспондент журнала «Фильм, театр и музыка», и в 1978 году режиссер (ему тогда было 61) и 32-летняя Каталин поженились. Через год у них родился сын Петр. 38 лет, вплоть до смерти мастера в 2014 году, она была рядом, разделяя и изгнание из СССР, и триумфальное возвращение, и гнев чиновников, и успех спектаклей. - Мне не нужны ни слава, ни деньги. Но когда просят рассказать о Любимове, отказать невозможно, - начала Каталин. - Увидев впервые, Любимов сразу стал называть меня «неукротимой Катей». Возможно, потому, что я всегда говорю то, что думаю. Безумная страсть между нами возникла не сразу. Но проникновенные взгляды говорили за себя. Хотя я была замужем, но такому обаятельному мужчине невозможно было не покориться. Позже я узнала, что у него за плечами четыре брака. И вокруг всегда находились прелестные женщины. Сама не раз становилась свидетельницей, как некоторые экзальтированные особы без стеснения вешались мужу на шею. - До вас доходили разговоры, что у Любимова в театре есть любовницы? - Еще как! И по ночам звонили с оскорблениями и угрозами, и письма странные подбрасывали. «Венгерская гадина!» - не самое жесткое в них оскорбление. Однажды, наблюдая мою растерянность, Юрий Петрович признался, что всегда жил по принципу: любовниц в театре не заводить. Потому что себе дороже. - А ваш муж как отреагировал на увлечение Любимовым? - Он все сразу понял по моим светящимся глазам. Но нашим отношениям не препятствовал. Трагедии не случилось: детей у нас не было. - Позже за глаза вас называли чуть ли ни разрушительницей Таганки… - Кто называл? Некоторые недобросовестные актеры или журналисты? У них есть неопровержимые доказательства? Зависть к чужим успехам никогда не была двигателем прогресса. А неумение хорошо работать не может быть оправданием личных неудач. Театральные актеры в большинстве своем избалованные. Но из-за нарушений трудовой дисциплины рушатся театры. Что это за жена, если не защищает мужа? А кто еще будет помогать близкому человеку в преклонном возрасте? Да, я все время была рядом с ним, оберегала от посторонней агрессии, которой, поверьте, хватало. Но в дела Любимова никогда не лезла, никаких бумаг не подписывала. Юрий Петрович до конца дней каждое божье утро начинал с зарядки. Очень большое влияние на него оказывали поэзия и музыка. Большинство спектаклей как раз на этих компонентах и строились. Все это я рассказываю для того, чтобы был понятен уровень требований мастера к себе и коллегам. - У Любимова очень сложная судьба. В 1984 году он лишился советского гражданства, а к концу жизни потерял свой театр. Битый-перебитый, как говорится… - Работы по миру у него хватало. Но все полученные за границей деньги, как было положено по закону, он сдавал Советскому государству. Выезды из СССР давались с большим трудом. Когда в 1979 году в Будапеште родился наш сын Петр, Юрия Петровича еле выпустили в Венгрию. В 1984 году Любимова пригласили в Лондон ставить «Преступление и наказание». Ну, дал интервью газете «Таймс». Хотя ничего предосудительного там не было. Просто власти наконец-то нашли повод избавиться от неугодного человека. Что тут началось! Въезд в Советский Союз запретили. Лишили всего. Даже квартиру отняли. Где жить, во что одеваться? Мы боялись, что выкрадут сына. Единственная привилегия - много работы. И это, конечно, спасало. Мужу на тот момент было 65. Нашему Петру - три годика. Ребенку было сложновато без постоянного дома, и друзья менялись слишком часто. Мальчику пришлось пройти десятки школ. Зато Петя выучил пять языков. При переездах из одной страны в другую мне приходилось постоянно налаживать быт. - Как находили работу? - Она сама нас находила. После изгнания мужа приглашали ставить спектакли в лучших театрах мира. Гражданство вернули только через пять лет. Юрий приехал на Родину в 1988 -м. Я возвратилась через несколько лет. Потому что на руках был еще маленький ребенок. Но вернулись мы уже на пустое место. Ни жилья, ни имущества. Все бесследно пропало. И такая неустроенность длилась довольно долго. Думаете, кто-то за это ответил? - Какие претензии предъявлялись Любимову со стороны властей? - Решение о лишении гражданства принимали конкретные люди, которых при нашем возвращении уже не было в живых. Но Любимов никогда с Советской властью не воевал, в политических дрязгах не участвовал. И спектакли против режима не ставил. Очень гневался, когда его театр называли политическим. Чиновники-управленцы придирались по мелочам. Нетрадиционное, мол, искусство! Но спектакли все равно выходили и пользовались бешеным успехом. Вот смотрите, кто был в худсовете Театра на Таганке: лауреат Нобелевской премии Петр Капица, Александр Твардовский, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Андрей Вознесенский, Юрий Карякин. Эти прогрессивные люди не только давали направление развития театра, но и трезво, критично оценивали это движение. Посмотрите на стены кабинета главного режиссера. Он, кстати, до сих пор стоит нетронутым в его родном театре. Там побывали многие интересные люди со всего мира. Свободного места на стенах нет, все в автографах. Даже роспись Путина стоит. «Не знал, что Володя колется» - На ваших глазах проходило общение Любимова с Высоцким. Что запомнилось? - Мало кто знает, но и Володя помогал Любимову: доставал редкие лекарства, например. Так сложилось, что наша вынужденная эмиграция началась фактически с похорон Высоцкого. Любимов не мог позволить чиновникам от культуры похоронить его, извините, как собаку, где-то на окраине. Любимов тогда обратился к Андропову с одной лишь просьбой, чтоб обеспечили похороны надлежащей охраной. Ответ был странный: «Вы преувеличиваете!» Власти не понимали масштаб личности Высоцкого. Володю пришла проводить вся Москва. Этого Юрию Петровичу простить не могли. Открытым текстом, естественно, никто не угрожал. Но поводы для дискредитации искали. Мы это хорошо почувствовали. Юрий Петрович любил Высоцкого, как собственного сына. Пытался лечить от алкоголизма. Приходилось это делать насильно, договариваться за его спиной с врачами. Но до последних дней перед Володиной смертью Любимов не знал, что тот колется. - А вы как познакомились с Высоцким? - Летом 1974 года Володя приезжал в Венгрию на съемки фильма «Бегство мистера Мак-Кинли». И тогда венгерское телевидение организовало съемки документального фильма «Поэт с Таганки». Меня попросили помочь. Возила Высоцкого по городу, показывала красивые места в Будапеште, вместе выбирали подарки для Марины Влади. Я даже кое-что примеряла. Помню, как Володя смеялся, глядя, как я напяливаю на себя какой-то цветастый блузон. И, хитро показывая на свою грудь, балагурил: «А вот тут у Марины больше!» Но точного размер он не знал. Определял по взгляду. Так незаметно набрался целый чемодан. Причем это был мой чемодан. Отговорила Володю в целях экономии его покупать. Приехав в Москву, зашла к его маме в Черемушки за этим чемоданом. Она встретила меня с очень грозным видом. Дескать, чужачка какая-то появилась. Интересно, когда Любимов стал нас с Володей «знакомить», мы, к его удивлению, как старые добрые знакомые, лишь весело подмигнули друг другу. - С Мариной Влади встречались? - И не раз. Очень красивая женщина с завораживающей улыбкой. Но вот книгу ее «Владимир, или Прерванный полет» мы с Юрием Петровичем не приняли. Слишком уж вольная трактовка отношений между близкими людьми Высоцкого. Тональность отталкивает. Понятно, что это все было сделано для успешных продаж. Но нас это шокировало. Вспоминаю, как на гастролях во Франции в конце 1977 года, а это был Марсель, накануне спектакля «Гамлет» Высоцкий вдруг пропал. Запил. Юрий Петрович поднял всех на ноги. Искали целую ночь. Объездили все кабаки. Наконец нашли. Володя был в ужасающем состоянии. Отвезли в гостиницу. Вызвали врачей. И те поставили под сомнение, что он может выдержать спектакль. Любимов тут же стал звонить Марине в Париж с просьбой приехать. Та отнекивалась, ссылаясь на занятость. «Мадам, вы должны понять, что ваш муж находится в очень плохом состоянии!» - жестко заявил Юрий Петрович. Марина приехала. Но встреча между супругами была весьма не радостная. Их отношения уже были крайне натянутыми. «Предательства простить не мог» - Как повлиял конфликт с труппой в 2011 году на жизнь вашего мужа? - Любимов очень переживал, что не смог найти контакта с труппой. Юрий Петрович был очень добрым человеком, а предательства простить не мог. Но когда в 2011 году он решил покинуть Таганку, работать в Москве продолжил. В Театре им. Вахтангова поставил «Бесов» по Достоевскому. Он ведь сам выходец из вахтанговской школы. Его и провожали в последний путь на сцене этого театра. - А что перед этим произошло на гастролях в Праге? Актерам действительно не вовремя выплатили деньги? - Все актеры деньги получили. Но им нужно было публично обозначить вопрос так, чтобы казалось, будто задержка произошла исключительно по вине руководства. В числе «виновников» звучала и моя фамилия. Я ведь 12 лет работала в Театре на Таганке волонтером. Но в последнее время не могла этого делать. Потому что в России вышел закон, по которому неработающая иностранка не могла пребывать в стране больше трех месяцев. И меня официально оформили в театре помощником Любимова, чтобы я получила рабочую визу. Российского гражданства у меня нет и сейчас. Я гражданка Венгрии. - Вам что-нибудь известно о сыне Любимова от первого брака - Никите? - Никита Юрьевич живет какой-то своей жизнью. Верующий человек, со странностями. Ему больше семидесяти. Никакого влияния на отношения между отцом и сыном я никогда не оказывала. Ведь Любимов своего сына не воспитывал. Тот вырос в другой семье. И не припомню, чтобы к Юрию Петровичу он когда-нибудь обращался с просьбами. Да и муж никогда не проявлял к нему особого интереса. Знаю, что у Никиты большая семья, дом в деревне. Слышала, что он был на похоронах Любимова. Но к нам не подходил. Есть такое выражение: «На детях гениев природа отдыхает…»