Стратегический запас, или Что заставляет нас скупать туалетную бумагу во времена потрясений

В любой непонятной ситуации скупай соль, гречку, спички и туалетную бумагу — так гласит основное правило жителей стран, образовавшихся на месте СССР. Как мы убедились недавно, это правило действует и в других странах, но там страсть запасаться проявляется в крайних случаях, когда угроза очевидна. У нас этот механизм срабатывает от любого потрясения и, похоже, заложен в генах. В чем секрет такого загадочного поведения наших сограждан? После того как ВОЗ объявила пандемию, россияне, украинцы, белорусы и жители других бывших республик бросились скупать «самое необходимое». В этот список входит гречка, макароны, мука, соль, сахар, спички, тушенка и, разумеется, туалетная бумага. Что интересно, поддавшись промтоварной панике, купить медицинские маски и дезинфицирующие жидкости многие забывают. Пресечь массовую скупку продуктов и средств гигиены не смогли даже многочисленные статьи в интернете и телевизионные увещевания политиков и экспертов. Как бы ни рассказывали нам о том, что никакого дефицита не предвидится, паника продолжается и полки магазинов пустеют. Почему сформировался такой странный список товаров «судного дня» и почему мы ему четко следуем? Истоки такого поведения следует искать в советской эпохе, когда граждане 1/6 суши жили в постоянном страхе перед окружающим миром, который помогало культивировать правительство и партия. Советские граждане постоянно ожидали напастей: атаки агрессивного блока НАТО, ядерного удара, природных катаклизмов и самого вероятного и наиболее страшного бича — дефицита. В СССР работали огромные институты статистики, которые рассчитывали чего и сколько нужно советскому народу для благоденствия. Но это не мешало жителям Союза систематически оставаться то без сахара, то без муки, то без бензина. Некоторые товары, такие как туалетная бумага, могли быть дефицитом годами, несмотря на активную работу бумажно-целлюлозной отрасли. В связи с этим многие граждане с каждой зарплаты старались прикупить хоть немного стратегически важной продукции и складировать ее дома, в гараже или сарае. Классикой можно считать паническое выгребание из магазинов соли, спичек и туалетной бумаги. Несложно рассчитать, сколько в среднем человек или семья потребляет в месяц соли. Цифра может быть разной, но, скорее всего, она все равно будет довольно скромной. Приобретение годового запаса этого продукта «в один присест» — совершенно нормальное явление для наших потребителей. Со спичками совсем непонятно. Если раньше от них зависело в хозяйстве очень многое, то сегодня, в век электричества, «затаривание» спичками иначе как дикостью не назовешь. Что интересно, зажигалки — надежные, долговечные и экономически рентабельные, с полок магазинов никто не сметает. Про туалетную бумагу не стоит и говорить — продуктом, от которого зависит выживание человека в тяжелые времена ее точно не назовешь. Если учесть, что в СССР это средство гигиены, вообще, впервые начали производить в 1969 году, а потом никто не мог найти заветные рулоны в магазинах как минимум 10 лет, то боязнь лишиться пипифакса у наших людей кажется более чем нездоровым явлением. Происходили массовые закупки «на черный день» и после развала СССР. В 2006 году россияне принялись скупать где только можно соль из-за того, что кто-то пустил слух о ее дефиците. Начали с соли, а потом включилась «генетическая память» советских предков и сметать начали уже и гречку, сахар, муку и мыло. Этот странный обычай уходит своими корнями в самое начало XX столетия, то есть в досоветскую эпоху. Первая мировая война, а затем разруха и голод, показали, как несладко приходится тем, кто не имеет ничего за душой. С этого времени угроза войны стала одним из основных катализаторов повышения спроса на продукты и некоторые промтовары. С тех пор как только правительство объявляло об угрозе извне и призывало к бдительности и борьбе с паникой, эта самая паника охватывала народ и запасы, которые были почти в каждое советской семье, стремились пополнить. Вторая мировая война убедила жителей 1/6 части суши, что «запас карман не жмет» и сомнений в том, что нужно иметь дома продукты «на всякий случай», ни у кого не возникает. Утром 22 июня 1941 года, едва диктор Левитан зачитал по радио объявление о начале войны, тысячи советских граждан выстроились в очереди к сберкассам, чтобы снять со своих книжек деньги. Их они планировали потратить не на что иное как на все те же пресловутые гречку, соль, мыло и спички. В сентябре 1939 года, когда Германия вероломно напала на Польшу, состоялась репетиция — за пару дней в московских магазинах разобрали месячный запас продуктов длительного хранения. Свердловский универмаг вечером 7 сентября 1939 года отчитался о продаже 7 тонн соли всего за один день! Чтобы стали понятны масштабы, нужно сказать, что ранее такое количество соли продавали за 8 месяцев. 22 июня 1941 года, в полдень, к магазинам выстроились огромные очереди, в которых периодически вспыхивали скандалы и даже драки. Крики «Вас здесь не стояло», густой мат, давка и попытки прорваться через «черный ход» — этого не избежали даже интеллигентные ленинградцы. В официальной сводке организационно-инструкторского отдела Московского горкома ВКП(б) об этом явлении было сказано следующее: В Свердловском районе в магазине ТЭЖЭ, ул. Горького большая очередь за мылом, в магазине No102 по той же ул. Горького в продаже нет хозяйственного мыла, покупатели берут семейное мыло, которого раньше продавалось по 50 кусков в день, а сегодня за два часа было продано 500 кусков. В магазине No1 «Гастроном» кроме сахара, круп, макаронных изделий, консервов, хлеба и других продуктов разбирают также и кондитерские изделия. В булочной No5 Октябрьского райхлебторга в 14 часов 15 мин. директор магазина Дирябо закрыл магазин перед очередью 100-130 чел. и объявил, что «Москва в угрожающем положении, а поэтому магазин закрывается». Учитывая то, что допускать паники в военное время нельзя, был срочно организован подвоз продуктов в магазины, опустошенные толпой. Кроме этого, были приняты и некоторые менее популярные методы. Несложно догадаться, что гражданину Дирябо больше не пришлось управлять булочной и пользу стране он начал приносить где-то на лесоповале. По стране прокатились аресты, причем задерживали не только тех, кто распускал пораженческие слухи или продавал товары по спекулятивным ценам, но и те, кому повезло «затовариться» заветными продуктами. Известно, что перед судом предстали некий грузчик Кириллов, тащивший из магазина целый мешок сахара, инженер Разумова, прикупившая 25 литров керосина и женщина неопределенных занятий по фамилии Бурыгина с 25 кг хлеба на руках. Мы назвали только фамилии, попавшие в первую сводку, на самом деле таких арестов по стране были сотни, если не тысячи. Только после таких комплексных мер, сочетавших кнут и пряник, ажиотаж спал и люди начали относиться к продуктам и мылу спокойнее. Спустя совсем немного времени, когда война была в разгаре, те, кто сделал себе запас о нем точно не пожалели. Карточная система и подступивший дефицит сделали затруднительным приобретение многих продуктов даже в умеренных, необходимых для нормальной жизни количествах. Стоит ли упоминать о трагедии Ленинграда, лишенного самых элементарных продуктов? Совершенно ясно, что благодаря таким обстоятельствам сценарий тревожного поведения надежно закрепился в подсознании советского человека. Новое поколение, уже не заставшее войну и голод, слушало стариков и полностью повторяло их поступки. Причиной пополнить запасы могли стать любые новости, даже непосредственно не касающиеся населения СССР. Точно известно, что в 1968 году, когда советские танки вошли в Чехословакию, многие бросились скупать те же спички, соль и крупы. Карибский кризис 1963 года стал для многих совершенно очевидной причиной атаковать магазины. Жители Союза делали поистине странные выводы. Например, одна из панических атак произошла после массовой драки в 1969 году московской полиции с китайскими студентами возле мавзолея. Многие решили, что эта потасовка станет прелюдией к войне с Китаем и на улицах снова появились люди с авоськами, полными пачек соли и спичек. Сегодня скупают продукты и туалетную бумагу вовсе не из-за ожидания войны. Тут просто работает память многих поколений. Причина изначального явления забывается и остается только рефлекс — в любой стрессовой ситуации запасаться. Падение курса рубля, эпидемия, слухи о грядущем дефиците — причин может быть много и они не всегда очевидны. А список товаров услужливый мозг подсовывает мгновенно и он не меняется из поколения в поколение: соль, спички, сахар, мука, мыло, туалетная бумага. И хорошо еще, что из этого перечня каким-то чудом исчез керосин, за покупку которого много лет назад поплатилась запасливая инженер Разумова. Смотрите также — На одной из торговых площадок США появилась в продаже советская туалетная бумага Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram. Источник

Стратегический запас, или Что заставляет нас скупать туалетную бумагу во времена потрясений
© BigPicture.ru