Игорь Матвиенко: Лучший продюсер — интернет

Все больше артистов переносят свои выступления в онлайн, желая поддержать граждан на самоизоляции. В минувшие выходные с бесплатным концертом выступили и подопечные продюсерского центра Игоря Матвиенко. Композитор рассказал в интервью «Вечерке» о том, как рождаются песни, о взглядах на жизнь и на творчество. — Игорь Игоревич, сразу — немного о планах на будущее. — К 75-летию Победы мы с группой «Любэ» сделать альбом не успеем, но запишем несколько песен на военную тематику. Может, это будет несколько саундтреков для новых фильмов. — Патриотическая тема всегда была актуальна для вашего творчества? — Конечно. Нас с группой «Любэ» часто обвиняют в конъюнктуре и выполнении политического заказа. Это полная чушь! Мы начали заниматься патриотической темой, еще когда страна была полностью разрушена. Я считаю, первая наша патриотическая песня — «Батька Махно». По тексту, может, и не очень, но по духу да. Потом появились «Комбат», «Давай за…» — целая плеяда песен. И нас никто нас об этом не просил. Патриотика, видно, впиталась еще с детства, через песни родителей, через фильмы, да так и осталась. — Вы автор песни «Конь» («Выйду ночью в поле с конем…». — «ВМ»). Популярность у нее небывалая. Рассчитывали ли на такую судьбу песни? — Никто не знал, что так будет. Но действительно, наверное, эта песня великая. Потому что я знаю, что ее будут слушать и через 50, и через 100 лет. Песня останется — она считается народной и вошла в репертуар хоров, что важно. Хор — это замечательная соборность. Ничто, даже спорт, не выделяет столько эндорфинов, как когда люди поют какую-то песню вместе. — Расскажите, как поменялись функции продюсера тогда и сейчас, в чем их суть? — Наш продюсерский центр был одним из первых в стране. Сохранились даже уставные документы, где «продюсерский» написано с двумя «с», потому что никто не знал, как это пишется. И значение слова тогда не понимали, до сих пор путают понятие. Людям кажется: музыкальный продюсер — тот, кто должен продвигать артиста, пиарить. Но это абсолютно не так. Музыкальный продюсер все время должен проводить в студии — писать музыку, работать над звуком. Это такой советчик. Есть уникальные певцы, которые совмещают в себе и исполнителя, и продюсера, но это трудно. Тот же, кто проталкивает, звонит на радио — эта профессия отмирающая, как слово «фарцовщик». Сейчас интернет — лучший продюсер. Все свежие популярные певцы — из блогеров. Миллион, два, пять миллионов подписчиков, и они берут аудиторию, размещают трек, и их смотрит больше людей, чем любой телеканал — вот какой это инструмент! Жалко творцов, которые что-то делают, но их не слышат, потому что у них нет миллиона подписчиков. Им нужно помогать, не побоюсь этого слова, на государственном уровне, стимулировать продолжать заниматься этим. Невостребованность для творческого человека — это плохо. — Над какими проектами вы работаете сейчас? — Я был композитором, потом стал композитором-продюсером, сейчас, наверное, композитор-девелопер, кажется, это так называется («девелопер» — профи, занимающийся разработкой бизнес-стратегий. — «ВМ»). Из новых проектов очень хочу построить «город музыки» в Москве. Уже заложен фундамент, есть большой студийный комплекс, осталось возвести концертный зал, музыкальную академию, общежитие для студентов — все, что нужно для музыки. Для кино у нас есть «Мосфильм», «Ленфильм». А для музыки ничего. Наш жанр обделен вниманием. Для классической музыки построили новый зал в парке «Зарядье», а для поп-музыки мало чего делается. И это при том, что, если собрать спорт, кино и прочее, поп-музыка по количеству слушателей, которые ее воспринимают, я думаю, на первом месте. Особенно сейчас, когда молодежь с удовольствием слушает песни на русском языке, чего не было лет 20 назад. Это — главный проект, который я хочу сделать. — Новые имена будете открывать слушателям? — Если речь о новых группах, исполнителях, то схемы теперь другие. И культура потребления музыки поменялась: она стала фоном, белым шумом: миллион композиций звучит параллельно. Искусственный интеллект подбирает музыку по настроению, даже думать не надо. Не надо запоминать авторов, даже исполнителей особо никто не знает. И я не могу для себя сделать вывод — хорошо это или плохо. Со времен рока 1950–1960-х годов уже было все: ребята с гитарами, с волосами, без волос, с тату и без… Что будет дальше — не знаю. Считаю, что нам очень повезло, что мы, поколение 1970-х, 1980-х, с любовью собирали пластинки, слушали их целиком, старались понять, что хотели сказать Deep Purple, Rolling Stones... Сейчас все превратилось в фон. Я детей спрашиваю (младшему уже 20), что вы будете слушать через 20–30 лет, как ностальгировать? Вот как сейчас «Иванушек»… И они не могут назвать ни одной песни. — Расскажите о вашей Музыкальной академии Матвиенко. — С продюсерской деятельности я переключился на преподавательскую. Обучение идет по двум направлениям. Первое — вокалисты. Второе — музыкальный продюсер, человек, который делает музыку. Учим работать с компьютерными программами, делать аранжировки, создавать хит. Лучшие остаются с нами и начинают творить продукцию для молодых артистов. А я начинаю продюсировать продюсеров — чем хотел заняться очень давно. СПРАВКА «ВМ» Родился 6 февраля 1960 года в семье военнослужащего в Москве. Окончил музучилище по специальности «хормейстер». Заслуженный артист России. Автор музыки хитов: «Конь», «Там, за туманами», «Тучи», «Девчонка-девчоночка» и другим. Детали к портрету Игоря Матвиенко — Книга. «Игра в бисер» Германа Гессе — одно из вдохновляющих и любимых произведений Игоря Матвиенко. Особенно по душе ему образ Касталии — местности, где все подчинено музыкально-математической игре. Продюсер рассказал, что этот «фактор музыкального абсолюта» и пытается воплотить в своем новом проекте «города музыки», а Гессе относит к своим наставникам. — Поэты. Любимыми поэтами Игорь Матвиенко назвал Бродского и Цветаеву, также он любит читать стихи современных авторов. Поэзию он полюбил, когда стал работать над песнями. Кстати, сам тоже иногда выступает как автор текстов. Например, именно ему принадлежат строки широко известной песни группы «Любэ», одноименной альбому «Давай за...». — Фильм. «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино — один из недавних фильмов, который стал знаковым для композитора. Он рассказал, что картина стала своеобразным поколенческим водоразделом. Потому что ему самому фильм очень понравился, а вот его дети и студенты, с которыми разговаривал продюсер, совершенно ее не поняли, ведь у них другой опыт, другой юмор. — Истории для детей. Творческий деятель не исключает, что со временем будет писать песни для детей. В пример он привел Игоря Крутого и Раймонда Паулса, которые много работают с детьми. Композитор считает: «С детьми нужно быть очень чистыми, откровенными, как и в патриотике. Нужно что-то нативное». — Семья и дети. У продюсера пятеро детей: Станислав, Анастасия, Таисия, Полина и Денис. Старший родился в 1986-м, младший — в 2001-м. У Игоря Матвиенко было несколько браков, в том числе незарегистрированный и официальный, который продлился 24 часа. — Группы. Исполнителей, с которыми работал Игорь Матвиенко, огромное множество. Это: «Любэ», «Иванушки International», «Фабрика», «Корни», «Моя Мишель», «Город 312», Женя Белоусов, Сати Казанова, Виктория Дайнеко и другие. Он выступал как продюсер, композитор, автор текстов некоторых песен данных музыкальных коллективов и исполнителей. Читайте также: Игорь Крутой: Шоу-бизнес — это парад амбиций и зависть

Игорь Матвиенко: Лучший продюсер — интернет
© Вечерняя Москва