Чем интересен сериал «Колл-центр» о взятии в заложники сотрудников секс-шопа
На этой неделе на телеканале ТНТ и онлайн-платформе PREMIER состоялась премьера восьмисерийного психологического триллера «Колл-центр». По сюжету, сотрудники интернет-магазина для взрослых оказываются в заложниках у таинственных злоумышленников, называющих себя «мамой» и «папой». «Дети» должны неукоснительно следовать требованиям преступников-садистов, чтобы отсрочить активацию спрятанной в офисе бомбы. Авторами сценария и режиссёрами проекта стали создатели фестивальной ленты «Человек, который удивил всех» Наташа Меркулова и Алексей Чупов. Роли в сериале исполнили Павел Табаков, Юлия Хлынина, Сабина Ахмедова и другие. В одно ничем не примечательное утро в обыкновенном, расположенном на двенадцатом этаже стандартного столичного бизнес-центра офисе начинают происходить странные и ужасные вещи. Двенадцать человек, оказавшиеся там по долгу службы или случая, внезапно обнаруживают себя в заложниках у таинственных злоумышленников, которые представляются «мамой» и «папой». Новоиспечённые «родители» не показываются публике: указания дают через динамики или по телефону, а на экранах появляются в виде пиксельных изображений. Тем не менее физическое отсутствие и неимение (на первый взгляд) пособников в помещении не мешает преступникам контролировать заложников — судя по всему, этому изощрённому эффектному захвату предшествовал грамотный пред-продакшн, в котором всё было продумано до мелочей. Незадолго до начала событий руководителю предприятия доставляют посылку, где находится весь необходимый для изощрённых пыток реквизит. За одной из стен офиса оказывается скрыта комната-клетка, из потолка которой на заключённых падают острые стрелы. Ну а шкаф офиса скрывает главный аргумент, из-за которого «дети» почти беспрекословно слушаются «родителей» — причудливо декорированную бомбу. Взрывное устройство должно сработать через восемь часов, но это может произойти и раньше. Чтобы этого избежать, заложники стараются не злить захватчиков, а в свободное от выполнения их заданий время ищут пути побега. Немного о заданиях: «мама» и «папа» могут заставить подопечных водить хороводы, раздевшись догола, отрубить себе безымянный палец во имя спасения любовницы или застрелить любого из товарищей. Есть и менее травматичные развлечения: так, возможность выбраться из офиса по вентиляционной трубе получает победитель замысловатой викторины «угадай звук». Зачем всё это злоумышленникам-маньякам, зрителям не расскажут, скорее всего, до конца: если знать, зачем, станет ясно, кто. Не исключено, что «родители» — эдакая отечественная версия Джона Крамера. Только если антагонист из «Пилы» мучил людей, дабы заставить их ценить жизнь, наши пациенты одержимы перевоспитанием заложников. Они крайне осведомлены о жизни персонажей — в курсе, сколько раз и где возлюбленная Кирилла (Павел Табаков) Катя (Юлия Хлынина) спала с Денисом Викторовичем (Владимир Яглыч), с кем Женя (Никита Тарасов) изменяет супруге, от кого беременна Лиза (Полина Пушкарук) и далее по списку — и не стесняются делать тайное явным. В пользу «воспитательной» теории также говорит решение преступников скрыть истинный облик за личиной «родителей» и вытекающий оттуда стиль общения с «детьми»: он подразумевает цитирование известных детских стихотворений и особое музыкальное сопровождение «праздника» — песни из советских мультфильмов. Как водится, пребывание в стрессовых условиях, необходимость принимать сложные решения и, порою, жертвовать собственными интересами хорошо раскрывают персонажей. Но куда больше ясности в их поведение вносит параллельное повествование — хронологически выверенные вставки с историями героев, из которых понятно, что привело эту разномастную компанию в офис. К слову, офис представляет собой колл-центр магазина для взрослых. Имеет ли происходящее какое-либо отношение к деятельности колл-центра, станет известно как минимум с пятой серии — критикам показали только четыре, и в них не обнаружено ни малейших намёков на связь злоумышленников и ассортимента секс-шопа. Не исключено, что создатели сериала просто решили поиграть с полюбившейся им темой: ранее Наташа Меркулова и Алексей Чупов уже обсуждали табуированные для многих вопросы в «Интимных местах», «Кризисе нежного возраста» и, конечно, «Человеке, который удивил всех». Дополнительное повествование больше, нежели основное, отвечает за раскрытие социальной проблематики сериала — а она здесь обширная. Авторам удалось затронуть проблемы дорогостоящего лечения тяжёлых заболеваний у детей и спекуляций на продаже внутренних органов, темы отцов и детей, вынужденной миграции и даже вербовки женщин в ряды террористических организаций. Тут же — буллинг, обезличивание людей в современных компьютеризированных коллективах и прочее. Казалось бы, слишком много всего в кучу намешано — но утверждать это наверняка мы сможем только к восьмому эпизоду: есть подозрение, что одни из талантливейших российских кинематографистов знали, что делают, и к концу сюжетное попурри гармонично свяжется воедино. А вот точно ли уверен в том, что делает, ТНТ — вопрос. Для него «Колл-центр» — не только большое событие, но и, в своём роде, эксперимент. Канал, являющийся одним из основных поставщиков развлекательного контента на российское телевидение, сделал ещё один крен в сторону более серьёзного материала. К эфиру допустили нашумевший «Домашний арест», остросоциальный и откровенно трагичный «Звоните ДиКаприо!», а теперь — не страшный, но по-садистки кровожадный триллер, от событий которого скорее грустно, чем смешно, и противно, нежели приятно. Как эти нововведения встретит телевизионная аудитория — интрига не меньше той, что держат в секрете режиссёры. Так или иначе, пребывающим в вечном поиске новых идей и смыслов любителям стриминговых сервисов «Колл-центр» должен понравиться как минимум за нетривиальную обёртку и неглупое наполнение. А в будущем, будем надеяться, — за непредсказуемые сюжетные финты и неожиданную развязку. В конце концов, любопытно узнать: чем «дети» так разозлили «родителей»?