«Войну и мир» покажут в хабаровском музее онлайн
Выставка на тему войны и мира, посвященная 75-летию великой Победы открылась в Дальневосточном художественном музее, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». На ней представлено 30 полотен художников разных поколений. Кажется, про войну все известно - лучшие книги прочитаны, фильмы пересмотрены не один раз. Что может заставить человека остановиться, всмотреться в полотна и пережить очень сильные эмоции? - Людям интересна новая концепция, иной взгляд на события, - говорит ИА «Хабаровский край сегодня» искусствовед Людмила Козлова. – Именно поэтому мы решили показать, каким видели довоенный мир дальневосточные художники, как они воспринимали войну и время после нее. Тем более, что тема войны и мира, как ни одна другая, актуальна в мировой культуре XX века. Художник Степан Федотов пишет свою знаковую работу «Наши в Берлине». Она предельно документальна, и вместе с тем необычайно живописна. Конец войне. Победа! И теперь можно немного отдохнуть, а потом домой. Художники даже в страшных событиях видели что-то светлое, человеческое. Участник Великой Отечественной войны Иван Петухов оставил нам полотно «Васильки». Пройдя бесконечно долгими и длинными дорогами войны, он понимал, что война – тяжелый каждодневный труд. Но люди на войне оставались людьми, романтиками, они чувствовали весну, влюблялись, собирали цветы и дарили их девушкам. Отец, вернувшись с фронта, конечно же, рассказывал о войне сыну, ставшему тоже художником. Сын переосмыслил все, что пришлось пережить отцу и его сверстникам. Он все помнил, его волновали те бесчисленные жертвы, которые были принесены на алтарь победы, а потому в его работе «Опаленные весны» та же девушка с васильками, но она убита. И это не может не трогать зрителя. И еще примеры осмысления мира - работа Валентина Степанова «Пасха». Он специально ездил в Торжок, писал с натуры храм, который, к счастью, уцелел в годы войны. Вереница женщин, идущих на праздник. Все они в белых платочках. И над ними – бесконечно высокое голубое небо. - Удивительно, но Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, редкий случай, когда бы она выпала на столь поздний срок, - говорит Людмила Козлова. - Тут Пасха – и есть Победа! Степанов трепетно относился к женщинам, полагая, что Россия держится на женских плечах, а потому написал их с такой любовью. Борис Шахназаров, пройдя всю войну, будучи раненным, напротив, никогда не писал войну. Он считал, что с годами земля затягивает раны, и становится вновь щедрой и плодоносной. Шахназаров всю жизнь рисовал натюрморты, изображая плоды земли. Художники воспринимали мир как образ национальной вселенной, а потому в их работах так много лирических пейзажей, детей, сцен из деревенской жизни. Но желанный мир, о котором мечтали наши деды, по большому счету так и не наступил. На планете по-прежнему не спокойно. Тревожной «черной точкой» экспозиции воспринимается графический лист художника из Комсомольска-на-Амуре Юрия Быкова из серии «Без победителей», напоминающий о том, что мир хрупок и уязвим. - Впрочем, завершает экспозицию работа приморского художника Степана Арефина, фронтовика, на которой - нежный букет белой сирени, написанный в стиле 30-годов, - отметила Людмила Козлова. – И это дань памяти нашим отцам и матерям, всем, кому предстояло потом пойти на войну и победить. В связи с тем, что во время подготовки экспозиции художественный музей, как и все другие учреждения культуры, был закрыт для посетителей из-за коронавируса, увидеть выставку можно будет на сайте музея он-лайн с пояснениями экскурсоводов.