Если Галкин на всю страну шутит про президента, значит, Галкину можно
Смешить народ может не каждый. У писателя-юмориста Алексея Цапика это получается давно и совсем не плохо. Он участник всех юмористических передачах родного телевизора. И уже много лет счастливо перемещается между Москвой и Кисловодском. В этих передачах он всегда другой и всегда узнаваем. Герои его рассказов и монологов – мы с вами, наши друзья и соседи, наши старики и дети… Наши начальники и коллеги. Наши коты на подоконнике и наши тараканы в голове. Зритель его любит и ждет. «Если Галкин на всю страну шутит про президента, значит, Галкину можно… продолжать такие эксперименты… Пока…» - считает Алексей Алексеевич. Поскольку это интервью первое в его карьере, юморист придумал интересную форму – самому отвечать на поставленные им же самим вопросы. Авторский стиль мы не меняли. Как стать известным? Разговор с самим собой начался с вопроса – есть ли между коллегами из его цеха конкуренция? Ответ прозвучал неожиданный: - В нашем жанре конкурируют похожие. Индивидуальности занимаются делом. Пишут. Мне в голову не придет конкурировать с мудрым Анатолием Трушкиным… С умницей Лионом Измайловым…А у Григория Горина, Аркадия Арканова, чудного М. М. Жванецкого я тихо учился и учусь. Сам ищу темы, сам придумываю, сам пишу, сам читаю… Никакой конкуренции. Все решит «Его величество Зритель». И что толку от конкуренции, когда только хохот в зале расставляет артистов по своим местам. - Часто мелькающий на телеэкране артист или автор не всегда лучший? - Далеко не всегда. Он просто часто мелькающий. Талант артиста можно понять только когда он перед тобой живьем…Без подставленного (видимо, для дураков), смеха…Чтобы ощутить радость скачки, нужно идти на ипподром, а не садиться к телевизору. Невероятный Роман Карцев был гениальным только «живьем». А по телевизору просто смешным и талантливым. Моя история – история моего поколения: факультет французского языка Пятигорского пединститута, комсомол, армия, партия, опять армия, профсоюзы… Руку к моему появлению на эстраде приложил Матвей Грин, писавший для эстрады в 50-х – 70-х годах. Автор многих, и в том числе всесоюзного конферансье, неподражаемого Бориса Брунова. Он первый одобрил мои тексты, познакомил с Евгением Петросяном. Потом мы встретились: Клара Новикова и я. Стал писать для нее. С концертами мы объездили практически всю страну. Потом написал для Е. Петросяна В. Винокура, Е. Степаненко, М. Галкина, С. Рожковой и многих – многих….Иногда «отходил» от эстрады в литературу. Стал Лауреатом премии «Литературной газеты» - «Золотой теленок». А уже сам вышел на сцену, запинаясь от страха и роняя очки, в начале 90-ых. Так и продолжаю писать, читать и выступать. - Почему о вас ничего нет в Интернете? Хотя ваши тексты много лет читают со сцены все звезды нашей эстрады? - Интернет – гениальный, незаменимый помощник и, одновременно, наглый и бесцеремонный похититель самого нашего главного сокровища – времени. Там крутится великое множество роликов с моими номерами – и хорошо! Пусть люди улыбнутся. А болтаться там – у меня времени нет. - Алексей, а что семья? - Слава Богу, рядышком. С женой Олей вместе уже сорок лет. Сыну Роману в этом году стукнет сорок. Он главный редактор журнала компьютерной графики Render.ru. Внуку Артемию девять. Любит смотреть деда по телевизору. Несколько лет назад увидел меня на экране и удивленно спросил: «А где бабушка?». Недавно задал вопрос, который его, видимо, давно мучил: «Деда, как стать известным человеком?». И даже приготовил тетрадку и ручку, чтобы записать мои рекомендации. Я ответил предельно коротко: «Пахать! Проверил на себе». Цена легкости - Алексей, некоторые юмористы считаются «номер 1» и невероятно кассовыми. Например, Максим Галкин или Евгений Петросян. Не обидно, что их знают больше? - Мы разные. Они люди, исполняющие чей-то номер или монолог. Я - человек придумывающий и пишущий. И потом – у каждого артиста – свои поклонники. И ты назвал – самых-самых. Ну, и чего я, задрав штаны, побегу с ними соревноваться? У Галкина – обаяние редкой силы, у Петросяна – великий опыт и мудрость. Они читают, то, что я написал. Уже победа! И потом… Если артист нравится всем – тут нужно задуматься. Я знаю людей, которым не нравился великий Евгений Леонов. Ну, и? Завидовать успеху Михаила Жванецкого – глупо. Это Александр Сергеевич нашего времени. Стоишь рядышком и радуйся. Имею честь знать его лично. Ему сейчас трудно. Он об этом не раз говорил: «Моя публика осталась в прошлом». Жаль я ее немного застал. Выступать перед «его» публикой было невероятно ответственно, но и прекрасно. Сейчас, когда культура чуть схлынула, есть трудности с реакцией народа в зале. - А что ваши коллеги по цеху? - Есть любители «проехаться» по коллегам. Оттоптаться по полной. Сбить каблуки и радостно натереть мозоли. Это не мое. Но поговорить о профессионалах, которые уже много лет рядом, о тех, с кем выходишь на одну сцену, я думаю, есть смысл. Сейчас об артистах эстрады пишут, если только кто развелся или женился на молодой. Максим Галкин – умница. Когда-то было такое слово «обаяшка». Оно точное. И Максима не обидит. Обаяние на эстраде - очень важная штука. Многим его не хватает. А Максиму Господь отвалил обаяния не меряно. Да еще и к таланту. А как он хорош в детской передаче! Работать с детьми немыслимо сложно. Кто-то из гениев театра сказал: «На сцене щенок и ребенок закопают любого народного!» У Максима это получается легко, хотя я понимаю цену этой видимой легкости. Мне иногда кажется, что еще чуть, и он начнет ковыряться в носу и заявит, что очень хочет «пи-пи». А еще он пародист незаурядный. Только жаль, что харизматических политиков поубавилось. Негде ему развернуться. Что касается его шутки про Президента… Ну, пошутил. Ну, и что? Главное, что на следующее утро на Первом канале в программе «Время» не появился седой Галкин и не сказал: «Дорогие друзья! Вчера Президент назначил меня завклубом в деревеньку под Норильском. Приезжайте на мои концерты. В антракте покатаю на оленях. Бесплатно». - Юмористов поделили между телепрограммами. Это результат выбора каналов? - Сегодня все смешались. Если есть, что показать, иди и работай! Юмористов у нас – до смешного мало. Ребят из «Комеди» я сюда не причисляю. У них своя молодежная аудитория. Среди них попадаются люди редкого склада ума. Просто на зависть! Но без мата и «пиписьки» они чувствуют себя на сцене неуютно. А уж когда красивая барышня начинает шутить на тему своих месячных, тут уже я перехожу на мат. Но кому-то они нравятся. Тут еще что важно – отбор артиста эстрады. Всероссийские конкурсы приказали долго жить. Театральные артисты не вписываются в формат эстрады. КВНщики просто проваливаются с треском. Велик вклад Регины Дубовицкой. Как бы ее ни критиковали…И есть за что, но…Но!!! А она проводила титаническую работу. Это был высший класс селекции талантов. Со сцены «Аншлага» пришли практически все сегодняшние артисты эстрады. Концерты «Аншлага» открыли нам Ефима Шифрина, замечательного Яна Арлозорова, Михаила Евдокимова. Юрия Галцева, Елену Воробей, Светлану Рожкову, Юрия Аскарова и.. И….И…. В конце концов, она первая показал мои номера. И дала много мудрых советов. Я не очень понимаю заявления, типа : «Мне не нравится тот…Мне не нравится эта…» Я всегда говорю: «Вася Пупкин сказал, что ему не нравится звук виолончели. Тащите топор. Порубим все виолончели на дрова». И – потом. А вы у этих ребят спросили, нравитесь ли им вы? Есть особая категория артистов. «Птицы вольные» их называю. Они не толкаются в телецентрах и редакциях. Они мотаются по стране и выступают с концертами. Мой добрый товарищ Игорь Христенко. Человек таланта и обаяния необъятного. Много лет отдал «Кривому зеркалу». Был одним из его украшений. Его концерты - праздник! Где увидите афишу - идите. Не пожалеете. - Но чтобы быть «птицей вольной», нужно быть уверенным, что сможешь. - А чтобы быть хорошим хирургом, водителем, пилотом, комбайнером, ученым, нужна ого-го какая уверенность, что сможешь. О каждом говорить – книгу надо писать, И Христенко, и Ветров, и Гальцев, Ованесян и Леночка Воробей – они похожи наличием многих талантов. Они такие «человеки – оркестры» в трудной профессии: заставлять людей смеяться и забывать про невзгоды и трудности. «Шлак забывается через пять минут» - Залы держать тяжело? Люди стали хуже смеяться? - Для мастера любого жанра нет такой проблемы – держать зал. Когда на сцену выходит Константин Райкин, или – увы! - выходил – Сергей Юрский… Или – многих ей лет – Алиса Бруновна Фрейндлих, люди им отдаются с первых секунд. Отдаются в самом прекрасном смысле этого слова. Попасть на концерт Аллы Демидовой и послушать, как она читает стихи - дар Божий! И смеются зрители, как всегда смеются люди. От души. Только вот подставленный по телевизору смех и отсутствие режиссерской (а совсем не политической!) цензуры испортили немалую часть нашего зрителя. Многие артисты в своих шутках и убогих номерах с удовольствием опускаются до уровня детородных органов. И при этом просто счастливы слышать смех в зале! Очень важно для сборного концерта, кто выступает перед тобой. Попробуй, выйди на сцену после Игоря Маменко! Сложно неимоверно. Хотя вроде ничего особенного мужик не делает, сильно глубоко не копает. Но картинка, характер, образ! И чтобы выстоять и не ударить в грязь всем телом, нужно оставаться самим собой. И делать свое дело. - А куда подевалась сатира? Хотя в Интернете всех, кто выступает на эстраде с текстами, называют почему-то писателями-сатириками. - У умного автора сатира есть всегда. Ведь он описывает нашу жизнь и наших людей в этой жизни. Но больше разговорники народ развлекают. Не напрягают мозг любимого зрителя. Ближе всего к сатирикам в чистом виде Жванецкий. И был блистательный Михаил Задорнов. Тончайше критиковал общество Аркадий Райкин. И через образ товароведа тонко проходился по всему развитому социализму. Да и у Аркадий Исааковича было несколько инфарктов и литры попорченной крови. Вот цена настоящей сатиры. У него каждый номер был - спектакль, Над которым годами работают Личности: Автор и Артист. Кто сейчас будет так кропотливо трудиться ради смеха в зале? Проще рассказать анекдот про «пипку»…Те же смех и аплодисменты. - Перефразируй анекдоты и стриги купоны? - Кто-то скажет – да что там огород огородить? Бери анекдоты, складывай из них номер. Не тут-то было! Номера Райкина помним до сих пор. Этот шлак забывается через пять минут. «Без мозгов женщина вообще - гений!» - А что пишите, кроме эстрадных номеров? - Вместе с Лионом Измайловым написали несколько пьес. По всей стране идут. Среди них пьеса о Фаине Раневской. – «Одинокая насмешница». У нас с Лионом Моисеевичем давний творческий союз. Первый совместный рассказ написали во время путча 1991 –го года. Опубликовали в «Литературной газете». - Ваши герои очень часто самые простые люди – жены, мужья, тещи, дети, невестки и свекрови … - А потому что в жизни главные - они. Через сто лет сменятся климат и власть, мода и звезды шоу бизнеса, я очень надеюсь!!! А они все останутся. И будут ругаться, мириться, любить и ненавидеть…Они главные! У меня есть номер: муж с женой пришли разводиться. И встречают в суде таких же разводящихся. И понимают, что им достался не самый худший вариант, И задумываются – а, может, не торопиться? Лучше не будет? И живут. Детей наделали. Внуков ждут. Или возьмем отношения между невесткой и свекровью. Тридцать лет ненавидели друг друга. Воевали. Из окопов не вылезали. А на свадьбе своей доченьки и внучки увидели, как на нее смотрит ее новоявленная свекровь, объединили усилия, забыли вражду, глянули на эту самую свекруху… И у той один момент развалилась во рту вся металлокерамика, лопнул лифчик, а у ее любовника теперь в организме будет работать один копчик. - А как же вы на сцене и без актерского образования-то? - Я не артист! Сам себя называю «Человек с листиком». Сам написал - сам читаю. И никакого актерствования себе не позволяю. Делюсь мыслями. Не люблю сыпать людям соль на раны. Только о человеческом. Почитайте Шекспира. Никакой политики. У него Отелло прямо говорит: «Мужики!!! Если жена любит поскандалить - душите сразу!» - Значит, фишка Алексея Цапика в том, что… - .. говорю с людьми о человеческих чувствах. Рад, что иногда получается смешно. Вот из недавнего: «Женщина – единственный организм на нашей планете, который …Хочет - мозг включает, хочет - отключает! С отключенным мозгом ей даже проще! Без мозгов она вообще - гений! Вот великая женская фраза! Вы только вдумайтесь! Коля!!! Я не думаю!!! Я – знаю!!!» - Написанные репризы часто не производят такого впечатления, как прочитанные вслух. - Тут нужна авторская индивидуальность. Иногда авторы так читают, что лучше бы уже не читал. Подарил книжку и ушел. - Женщины на эстраде – это тема? - Бескрайняя. Сегодня для меня в разговорном жанре две личности: Клара Новикова и Елена Степаненко. Талантливой Светлане Рожковой не просто. Попала в эпоху, когда работают две такие «махины». Клара еще и замечательная драматическая актриса. Играет в антрепризных спектаклях. А Степаненко в течение одного номера, (кстати, моего), творит с залом совершенно невероятное. Люди в зале то смеются, то плачут… То хохот гомерический, то, вдруг, рыдание. Как это она делает? Неплохо начинает работать Наталья Коростелева. Она же и пишет для себя. - Что бы вы хотели пожелать в канун 1 апреля? - Всем – всем здоровья. Это главное. А всем кто любит посмеяться, желаю хороших авторов, талантливых артистов и лишний раз улыбнуться.