Войти в почту

Эволюция футбольной формы

ЕВРО-2020. Домашняя и гостевая, с вертикальными полосами и горизонтальными - обычная игровая футболка оказывает порой магическое влияние на умы и сердца болельщиков по всему миру. Официальный сайт УЕФА проследил эволюцию спортивной экипировки от тяжелого свитера до современных образцов. Прошлое С момента первых организованных матчей в эпоху викторианской Англии в 1870-х футбольная майка проделала большой путь. В первые десятилетия она практически не менялась, если не считать только появление причудливых воротников. Первые существенные инновации появились после введения в 1909 году правила, что форма вратарей должна отличаться по цвету от формы остальных игроков и судей. В 1928 году "Арсенал" и "Челси" стали первым наносить на футболки игровые номера, после чего это было официально взято на вооружение Английской футбольной лигой. Мода и поп-культура захватили Европу в 60-е, но в футбол эти веяния практически не проникали, если не считать сокращение длины шортов. "Когда я играл, наши зимние футболки шились из толстой шерсти и, когда начинался дождь, становились очень тяжелыми, - вспоминал знаменитый форвард "Интера" и сборной Италии Сандро Маццола. - Летом мы играли в более легких майках, но те обычно липли к телу от пота". Спонсоры и коммерциализация В 70-е футбольная майка сделала значимый шаг в своем развитии. Первым из спонсоров на форме финалиста Кубка европейских чемпионов появился французский производитель спортивной одежды Le Coq Sportif. Знаменитый петушок с его логотипа украсил в 1970 году форму "Фейеноорда". Количество спонсорских лого стало стремительно расти. Родоначальником традиции стала венская "Аустрия", которая еще в 1966 году договорилась с пивоварней Schwechater. В Германии клубам разрешили размещать рекламу на футболках с 1973 года. Первым стал "Айнтрахт" из Брауншвейга, подписавший контракт с Jägermeister. В Англии это был Ливерпуль" - в 1979 году на его форме красовался логотип японской фирмы Hitachi. Три года спустя спонсорскую рекламу на футболках разрешил УЕФА, и в следующем сезоне на форме "Реала" появилась надпись Zanussi. К тому времени футболки-реплики уже стали набирать популярность, но никто не мог и подумать, что однажды клубы смогут получать более сотни миллионов евро от производителей за право поставлять им футбольную форму. 80-е и 90-е были временем экспериментов. В моду вошел крикливый дизайн. Яркий во всех смыслах пример - форма "Норвич Сити" в Кубке УЕФА-1993/94, когда "канарейки" первыми среди английских клубов обыграли "Баварию" на ее поле. В те же годы болельщики стали массово ходить на стадионы в футболках любимых клубов. Майки стали предметами модного гардероба в повседневной жизни. Настоящее Если верить производителям, сегодняшняя футбольная форма помогает регулировать температуру тела. Она поддерживает мышцы и стимулирует ток крови. Она легче и сохнет быстрее, чем раньше. Бишенте Лизаразу профессионально играл в футбол с 1988 по 2006 год. Он застал и период сомнительной моды в мире футбольной формы, и появление в нем передовых технологий. "Майки стали более технологичными и куда более удобными. Пот, например, испаряется гораздо быстрее", - отмечает чемпион мира 1998 года и Европы 2000 года в составе сборной Франции. "Нынешние футболки более комфортные, они лучше, - говорит Лизаразу. - Материал приятен на ощупь, они лучше облегают тело. Наши футболки и шорты на ЧМ-1998 были слишком большими, а сейчас они сидят плотнее и произведены из более приятного эластичного материала. Были разные модные течения. Помню эру узких шортов, которые демонстрировали твои бедра, а потом были очень длинные шорты, которые не сильно подходили невысоким футболистам". Мнение звезд Бишенте Лизаразу, чемпион мира и Европы со сборной Франции: "У меня больше 500 маек. Они символизируют мою карьеру. Смотрю на них, и воспоминания оживают. Это примерно как скальпы врагов". Андреа Пирло, чемпион мира со сборной Италии, двукратный победитель Лиги чемпионов с "Миланом": "Когда надеваешь форму сборной Италии, испытываешь поразительные эмоции. Это твоя вторая кожа, синяя, как смурфы; она создает тебе совершенно иной образ в глазах всего мира. Она делает тебя лучше, выводит тебя на более высокий уровень". Будущее Нас уже окружают нательные технологии. Использование нанотканей и е-тканей, или электронного текстиля, открывает большие возможности. Наноткань - это "умная" ткань, какая используется, например, в футболках Climachill от adidas. Содержащиеся в ней частицы титана и алюминия активизируются при определенной температуре тела и помогают от перегрева. Е-ткани содержат датчики и процессор, который собирает информацию и передает ее на отдельное устройство. Это значит, что уже в обозримом будущем тренер или аналитик сможет одним нажатием клавиши получить данные о пульсе игрока, потоотделении, температуре тела, уровне адреналина и кортизола. Другой датчик в той же майке может передавать СМИ или болельщикам у телевизоров, какую дистанцию и с какой интенсивностью преодолел футболист. Эту информацию можно использовать при проведении замен и выборе тактических решений, для профилактики травм. Правда, Лизаразу не хочет полагаться только на технологии. "Научные показатели не дают полной картины, - говорит он. - Мы должны ими пользоваться, но не должны руководствоваться только ими. Футбол остается видом спорта, в котором ты можешь почувствовать, что Месси готов переломить ход матча, и он действительно сделает это в одиночку". И видом спорта, в котором майка - это не просто одежда... Полная версия этой статьи на английском языке доступна в 166-м номере журнала UEFA Direct.

Эволюция футбольной формы
© Спорт РИА Новости