Людям нечем платить зарплаты: как пандемия ударила по владельцам ЗОЖ-брендов
На прошлой неделе Sport24 пообщался с представителями фитнес-индустрии и узнал, как спортивный бизнес выживает в условиях карантина. Теперь мы решили узнать, что происходит в мире ЗОЖ-брендов: действительно ли все едят пресловутую гречку, или потребитель по-прежнему нуждается в граноле, смузи и полезных блюдах? Антон Корбутяк, генеральный директор сервиса по доставке наборов для смузи Fruitpack.ru Мы столкнулись с двукратным ростом числа заказов, но вместе с этим пришли и трудности. Часть фруктов и овощей для наборов закупаем у производителей из юго-восточной Азии, где совсем недавно эпидемия набирала обороты. В связи с этим, некоторые поставщики не смогли поставить продукцию в срок — мы были вынуждены экстренно искать адекватную замену. Скачок курса доллара также негативно сказался на закупках — цены выросли, и мы ожидаем еще больший рост в ближайшие недели. Сейчас у нас бесплатная доставка автокурьерами по Москве в пределах МКАД, но если цена закупки будет сильно бить по экономике — будем вынуждены сделать доставку платной. Много хлопот добавила и работа по соблюдению требований гигиены и дезинфекции на производстве: из-за повышенного спроса на дезинфицирующие средства и средства индивидуальной защиты было непросто оперативно обеспечить производство необходимыми антисептиками, масками и дезинфицирующими растворами. Также пришлось сменить партнера по доставке — теперь работаем с компанией, которая обеспечивает бесконтактную доставку наборов до двери клиента. Андрей Щербаков, директор по маркетингу Justfood.pro Мы оказались в гораздо более выигрышном положении, чем наши коллеги, работающие оффлайн. Сектор доставки еды за последние недели резко вырос. Не отстает и сегмент готовой правильной еды: за март мы выросли примерно на 20%, пока динамика остается положительной. Возможно, люди и закупились гречкой, но вряд ли они научатся быстро готовить, да и обеспечить себе 6-7 разнообразных и полезных блюд — та еще задача. Концепция нашей компании — кормить клиента достаточно долго, чтобы он мог достичь своей цели по внешнему виду или самочувствию. Поэтому мы оказались лучше приспособлены к условиям, когда люди стали сидеть дома. Питаться в таких условиях ресторанной едой сложно: там главное — вкус, и повара не стесняются в жирности блюд, соли, сахаре и прочих не самых полезных, но вкусных ингредиентах и способах готовки. Мы же следим, чтобы человек был обеспечен едой на целый день и получил рекомендованные ВОЗ нормы соли, клетчатки, белка и прочих микроэлементов. В нашу пользу сыграло наличие большого производства, на котором можно соблюдать высокие стандарты безопасности, недоступные ресторанам. В нашем случае это означает дезинфекцию сотрудников на входе, наличие стерильной одежды и масок у работников, фильтры для воздуха, регулярную санитарную обработку помещений. Также в первый день карантина мы отправили клиентам санитайзеры, которых уже не было в магазинах. Кроме того, оперативно внедрили бесконтактную доставку, чтобы максимально обезопасить клиентов. Пришлось отказаться от работы с наличными, но здоровье курьера и наших покупателей важнее. В новой ситуации нужно искать новые решения. Надежда Пак и Александр Брайловский, владельцы сети кафе «Рецептор» Складывается плохая и сложная ситуация, такого не было за 10 лет существования компании — это кромешный ад. Все пытаются сконцентрироваться на доставке еды — это «кровавый» океан, в который сложно попасть. Существенных перемен не происходит: постановление правительства предлагает каникулы по налогам, но меры сильно не спасают. Отсрочка уплаты налогов означает именно отсрочку: через три месяца все равно нужно платить в два раза больше. По поводу арендных платежей: в большинстве своем арендуем помещения у частников, а не государства — мораториев и каникул нет. Кто-то из арендодателей пошел навстречу и сделал скидку около 50%, кто-то думает и предлагает посмотреть, что будет дальше. Спад продаж примерно на 93%, работаем за счет доставки — это приносит меньше 10% от оборота, что не позволяет покрывать расходы: зарплаты, аренду, закупку сырья и хозтоваров. Убыток колоссальный: закрыли два проекта, на очереди — третий. Самое страшное и непонятное, что произойдет в будущем: восстановительное время оцениваем в шесть месяцев, если все пойдет по сценарию Китая и Кореи, что маловероятно в России. Про аренду даже не говорим — самое ужасное, что люди не получают деньги, потому что нам не с чего платить. Со своей стороны обеспечиваем все необходимое для безопасности еды и гостей. Остается как-то усиливаться. Например, появилась возможность поставлять продукцию на полки крупной сети «ВкусВилл». Пока не можем сказать, какой будет выхлоп — делаем это всего несколько дней. Активно работаем с базой гостей: пишем на почту, звоним, предлагаем супер стерильные домашние праздники — поводы для этого никуда не ушли. Предлагаем купить сертификаты на будущее, доставку еды — делаем всевозможные офферы, которые могут заинтересовать гостей, чтобы как-то повысить входящий поток денег. Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское» «Ешь Деревенское» — онлайн-агрегатор, в данной ситуации мы наблюдаем рост количества заказов на 40%, а также рост среднего чека. Особой популярностью пользуются продукты длительного хранения: крупы, заготовки, также выросли заказы на мясную гастрономию и продукцию для повышения иммунитета. Люди не хотят лишний раз ходить в супермаркеты, но предпочитают здоровую вкусную еду. Спрос вырос довольно резко, пока расширяли команду, я сам подключился к сборке заказов. Сейчас мы добавили дополнительный день доставки. Несмотря на повышенную нагрузку на нашу логистическую службу, стоимость доставки и временные интервалы оставили прежними. У нас выстроены собственные цепочки поставок продуктов от небольших фермерских хозяйств, поэтому мы полностью автономны и планируем дальше поддерживать доступным для заказа широкий ассортимент. Александра Гудимова, руководитель отдела маркетинга компании «НоваПродукт АГ», основатель бренда Bionova Мы, компания «НоваПродукт» (бренды для здорового питания Bionova, Novasweet, Chikoroff, Leksands и Ол’Лайт), относимся к пищевым предприятиям и продолжаем работать в штатном режиме. Коронавирус в нашем случае влияет на повышение спроса, существует несколько причин: люди стали покупать продукты питания впрок, многие ушли на «каникулы», но продолжают работать из дома и заказывают быструю в приготовлении еду — например, различные сухие завтраки. Производство работает в несколько смен, спрос вырос кратно. Большая часть бэк-офиса — на удаленке: учимся работать в новых реалиях, ведем работу над автоматизацией процессов. Нашей отрасли, можно сказать, повезло: мы относимся к предприятиям, обеспечивающим население продуктами питания, нас не закрыли. Производство работает, соблюдая меры предосторожности. Также мы постарались сделать все возможное, чтобы минимизировать риски для сотрудников — на производстве приняты меры безопасности: спецодежда, антисептики, перчатки, маски, шапочки, дважды в день измеряем температуру у сотрудников. Оплачиваем такси за счет компании тем, кто ранее добирался на работу общественным транспортом. Снижение налоговых ставок по страховым взносам — полезное дело, но дополнительной мерой поддержки могли сделать предоставление малому и среднему бизнесу краткосрочных кредитов по сниженной ставки (2-3%) и без залога имущества. Предприятия пищевой промышленности столкнулись с недостатком оборотных средств, в том числе из-за падения курса рубля сильно выросли затраты на ингредиенты — это снизило рентабельность производства.Урезали часть оффлайн маркетинга, которые отпали сами по себе: отраслевые выставки, фестивали, спортивные мероприятия, дегустации в торговых точках. Часть средств перенаправили в digital сферу. Для конечного покупателя предлагаем лояльные программы: скидки, семплинг (бесплатные товары к заказам), полезный контент в соцсетях — рецепты, экспертные статьи в блоге, спортивные активности в эфирах. Евгений Баранов, генеральный директор GrechkaBread Началось все с курса доллара, который своим ростом повысил цену на сырье — наша прибыль стала ниже. Мы не можем повысить цены на продукцию из-за снижения покупательной способности населения, в связи с принудительными каникулами. Государство могло бы помочь скорейшей раздачей населению денег на настоящий период, для стимуляции экономики — так происходит в других странах. Могли отменить, а не отсрочить части налогов с бизнеса. Введение чрезвычайного положения помогло бы юридически: наш арендодатель пока не дает скидку на аренду, статус ЧС юридически изменил бы положение дел. Заказы сократились, часть физических точек закрылась, как и самовывоз. Также сократились и заказы с доставкой. Пересматриваются маркетинговые подходы, ищем новых онлайн-партнеров. Михаил Клейменов, старший бренд-менеджер BE-KIND, Mars Global Corporate, KIND International Влияние на рынок рано оценивать, мы в процессе ассесмента. Но, понятно, что продажи через каналы out-of-home падают на 80%, а каналы онлайн продаж — растут: люди все чаще заказывают продукцию домой. Мы верим, что это временно, и после пандемии люди еще больше начнут следить за здоровьем, и роль здорового питания возрастет. Александр Сапунов, основатель компании Gustuscatery Наша основа производства — столовая, при крупной организации, а также доставка готовых обедов. Производство имеет большую площадь в Видном, и производственные мощности, что дает возможность создать и развить несколько направлений. Ситуация, которая происходит, убьет как минимум 60% заведений малого и среднего общепита. Плохо или нет — вопрос сложный. Тысячи людей останутся без работы, сотни помещений будут пустовать, потому что пострадает пищевой сектор и все, что связано с «куплей-продажей». Останутся те, кто действительно делал качественный продукт. Для них будет испытание — удержать свой бизнес без финансового притока. Все будет зависеть от того, насколько хватит финансовой подушки безопасности, которую заведения накопили на случай форс-мажора. На фоне пандемии и финансового кризиса будущее за мелким и средним бизнесом: здоровым фаст-фудом и стрит-фудом. Наше производство закрыли на время карантина, доставка готовых обедов упала на 100%. У нас остался доступ к производству, но даже те два направления, которые приносили прибыль (Доставка здорового питания @gustus_fit.vidnoe и доставка пельменей, вареников и выпечки @pelmeni_vareniki_testofood) рухнули на 90%. Это повлекло за собой сокращение штата на 80%. Мы не закрываемся и надеемся, что в ближайшее время все вернется на свои места. Происходящее изменило ведение бизнеса и общепит уже не будет таким, как раньше. Андрей Редуто, сооснователь и директор по развитию Gofoods (бренды Octa и Granolife) Ситуация непростая, такого еще не было — сложно прогнозировать, так как нет контрольной точки и понимания, что будет дальше. Конкретно в наших продажах нет спада, даже есть небольшой рост. Пока рядовой потребитель не понимает, что происходит, и не осознает последствий — пищевые привычки не меняются, но скоро начнут. Самое сложное и важное — быстро реагировать и возводить в культ скорость принятия решений, не впадать в панику, трезво оценивать происходящее. Планируем адаптировать линейки к новой реальности: после вируса будет кризис, уменьшатся доходы людей, нужно делать наши продукты доступнее. Анастасия Чирченко, создательница компании RAKAMAKAFIT Наша компания продает не только фитнес-аксессуары, но и натуральные энергетические батончики и протеины. В начале марта мы планировали выпустить новый тип протеина с коллагеном, но карантин внес коррективы: производство встало. С небольшой задержкой, но мы выпускаем новинку в апреле. В целом, компания демонстрирует стабильный рост: на фоне карантина и повышенного интереса к домашним тренировкам был зафиксирован резкий скачок в продажах. Работаем в режиме максимальной мобилизации: для нас это возможность укрепить позиции на фитнес-рынке. В основном мы получаем заказы на наш флагманский продукт, но сопутствующие товары, как протеин, тоже активно покупают. Дарья Лисиченко, основательница сети кулинарий и магазинов полезных продуктов «Город-Сад» Ситуация очень, очень и очень серьезная. Кризис сказывается на каждом из нас, на бизнесе — самым печальным образом. В лучшем случае, мы получим 30% от выручки, на которую рассчитывали в нормальное время. Это жестко, но у кого-то и этих тридцати процентов может не быть. Сложнее тем, у кого нет онлайн-каналов продаж — невозможно развить что-то с нуля за неделю. У нас были онлайн-продажи, но фокус мы держали на офлайне, о чем сильно пожалели. Теперь переключились на собственную доставку — все сотрудники работают курьерами и операторами. Также мы сделали рационы питания — спросом пользуются. Запустили доставку кофе и горячих напитков в ближайшие к заведениям дома, готовим большой ассортимент к Пасхе. Команду оказалось перестроить проще всего: все понимают, что надо собраться и выкрутиться, либо через месяц у нас ничего не будет. Сложнее всего с арендой: мы заняли премиальные локации в центре города, некоторые арендодатели были гибкими и дали скидки, а например, ТЦ «Афимолл» ни рубля не уступил, что говорит о какой-то фашистской позиции. Какие могли, расходы сократили в ноль, но продолжаем искать пути оптимизации и развития. Появился шанс перестроить бизнес процессы и освоить новую территорию, которая будет востребована при любом кризисе.