Сооснователь «Кухни на районе»: «Предприниматель всегда несет риск, но не любой риск он может вынести»
В связи с массовой самоизоляцией в России спрос на доставку продуктов вырос в разы. Доставка готовых блюд тоже пользуется спросом у населения, однако не таким высоким, как обычные продукты из супермаркета. Чтобы не допустить падения выручки, компании придумывают различные маркетинговые ходы для привлечения клиентов. Например, вводят новые, более бюджетные позиции в меню. Так поступил сервис «Кухня на районе». Его сооснователь Алексей Колесников рассказал BFM.ru, как изменилось поведение покупателей за последние две недели, существенно ли увеличилась выручка компании и что, по его мнению, будет с рынком доставки после того, как закончится карантин. Для многих сервисов доставки сейчас настали золотые времена. Как вы себя ощущаете? Давайте сравним число заказов в день два месяца назад и сейчас. Какие это цифры? Алексей Колесников: Мы делали специальный анализ, как менялась ситуация с карантином с момента, когда он был мягкий — носил рекомендательный характер. Мы видим снижение количества заказов в центре где-то на 20% и рост заказов на 15% в периферийных локациях. Периферией мы называем все, что за пределами Третьего транспортного кольца. Люди перестали ездить в офисы, перешли на удаленную работу. Соответственно, суммарно у нас снижение где-то 5% — это пока был мягкий карантин. Когда ввели более жесткий, количество людей, которые активно заказывают, в первые дни уменьшилось процентов на 10, но они стали заказывать больше еды за один раз. Такое ощущение, что люди минимизируют количество контактов. Наша идея была в том, чтобы кормить тех, кто живет или работает в зоне доставки каждой из кухонь. Мы занимаемся локальной доставкой, то есть доставляем свежеприготовленную еду в радиусе, условно, километра от каждой точки. По количеству соотношения заказов в офисы и жилые адреса это всегда 35% на 65%. В центральных районах офисы перестали работать, поэтому мы и ощутили такое падение. Насколько высокий сейчас спрос на готовые блюда — может, люди, наоборот, оставшись дома, предпочитают заказывать еду из магазинов и готовить сами? Алексей Колесников: У нас 30 кухонь и в одной из них есть магазин. Это маленькая часть бизнеса, которая в карантин выиграла в разы больше, чем свежеприготовленная еда. Однако на периферийных кухнях растет и свежеприготовленная еда, потому что люди сидят дома и продолжают смотреть сериалы, играть в компьютерные игры, то есть как-то себя развлекать по возможности. Поэтому доставка еды, особенно в тех местах, где много жилых массивов, подрастает. А нагрузка увеличилась? Сколько пришлось нанять дополнительного персонала — тех же курьеров? Алексей Колесников: Кроме сети кухонь, где повара делают блюда из заготовленной еды, у нас есть центральное производство — это 50-60 кухонь, и нагрузка на него сильно возросла. Чтобы сделать нашу еду максимально доступной незащищенным слоям населения, мы разработали специальное меню — это набор на весь день по цене 492 рубля: завтрак, обед и ужин. Мы оперативно перестраивали производство — нужно было сделать закупки и поставить новую линию, обучить людей. Это достаточно сложно. Сейчас мы производим около 2 тысяч наборов в сутки, возможно, к концу недели сможем выйти на новые объемы, думаю, это будет 4-5 тысяч. И если затянется история с карантином, думаю, сможем дорасти до десятков тысяч наборов в сутки. У нас был цех, который предназначался для производства детской линейки, но сейчас он будет использоваться для производства этих социальных наборов. Насколько эти наборы увеличили вашу выручку? Алексей Колесников: Совершенно незначительно, потому что мы продаем эти наборы без какой-либо коммерческой выгоды. Это наш вклад в тяжелую ситуацию. У нас всегда была и остается бесплатная доставка. Мы в обычное время за последний период доставляли в сутки больше 15-16 тысяч заказов. Поэтому 1600 наборов — в штуках это всего лишь плюс 10%, а в деньгах там нет никакой наценки. По сути, наши сотрудники работают на энтузиазме для того, чтобы еда была доступна, особенно для тех, у кого есть проблемы с приготовлением пищи или выходом на улицу. А курьеры не боятся работать? Как вы их защищаете? Алексей Колесников: Еще до того как ввели карантинные меры, мы изучили международный опыт — что происходило в Китае, Италии. Весь персонал оборудован необходимыми средствами защиты — масками, перчатками. Они инструктированы, как делать бесконтактную передачу заказа. В конце смены они сдают все боксы, в которых доставляют продукты, на обработку. Это не такая дорогая процедура, не нужно организовать отдельный процесс. При этом соль в том, что боксы должны хранится не дома у курьеров, а в помещениях, которые принадлежат компании (в нашем случае это так). Все помещения обрабатываются несколько раз в день, проветриваются. На наш взгляд, мы готовы настолько максимально, насколько возможно. У нас большой плюс в том, что мы можем контролировать не только доставку, но и приготовление еды с точки зрения санитарных норм. А какие-то бонусы курьеры получают за риск? Алексей Колесников: Бонусов сейчас нет. Они работают по стандартной системе оплат. Бонусы получают за внеурочную работу повара, особенно те, кто работает по социальной линейке — там нужна героическая активность. Как думаете, рынок онлайн-доставки оказался вообще готов к такой нагрузке? Продукты из магазина, например, через некоторые сервисы уже невозможно заказать, а у большинства ближайшая доставка только через неделю. Алексей Колесников: Я думаю, что никто не был готов к такому развитию событий. Другой вопрос, что доставка — единственный способ, который сейчас остался, по сути, и там есть всплеск, поэтому сроки начинают снижать. И было бы странно, если бы у всех было такое количество курьеров и возможность доставлять, чтобы удовлетворить весь спрос. Так не бывает. Структурные изменения в экономике всегда происходят через шок. Этот шок случился, но мне кажется, что степень проникновения доставки и так была достаточно большая. В этом смысле Москве повезло больше, чем многим другим городам, потому что это прогрессивный город с развитой инфраструктурой. Что касается нашей компании, мы работаем только на доставке, поэтому в этом плане для нас не было какого-то шока. Не боитесь ли вы обратного эффекта, что после того как отменят карантин, люди радостно побегут в рестораны, бары, и рынок онлайн-доставки просядет? Алексей Колесников: Конечно, когда все откроется, будет первое желание выйти из дома и свой лайфстайл разнообразить тем, по чему успели соскучиться. Но я не думаю, что это приведет к системному изменению. Я думаю, системные изменения могут произойти в другом. Если этот период продлится несколько недель или даже месяцев, люди привыкнут к дистанционной модели, поймут, насколько она эффективнее, удобнее с точки зрения доставки и продуктов, и готовой еды. В этом смысле больше шансов, что те, кто не пользовался доставкой до этого, поймут, что это для них весьма удобно и эффективно. Мы видим, что доставка сама по себе — это совершенно не дорогое удовольствие. «Бизнес для общества — это, по сути, инфраструктура. Когда она работает эффективно, дает конечному потребителю покупать товары и услуги по лучшим ценам. Если эта инфраструктура начнет рушиться, то непонятно, сколько времени она потом будет отстраиваться и будут ли цены такими же привлекательными» Сейчас многие владельцы бизнеса ждут каких-то действий от властей. Чего вы ожидаете в своем сегменте и следите ли за инициативами? Алексей Колесников: Мы следим очень активно. Но наш взгляд на это такой: помощи лучше не ждать. Если она случится, то это будет весьма и весьма полезно, потому что сейчас удар испытала вся индустрия. Поставщики, которые поставляют продукты в рестораны, сейчас на грани выживания. Сейчас в мире многие государства принимают очень действенные меры, которые выражаются в миллиардах, триллионах долларов, выделенных на поддержание этой инфраструктуры. Потому что бизнес для общества — это, по сути, инфраструктура. Когда она работает эффективно, дает конечному потребителю покупать товары и услуги по лучшим ценам. Если эта инфраструктура начнет рушиться, то непонятно, сколько времени она потом будет отстраиваться, и будут ли цены такими же привлекательными. А у людей, вероятно, еще и доходы снизятся. Поэтому здесь в любом случае будет двойной удар для нас. Поэтому, конечно же, единственный правильный шаг — это помогать бизнесу. Что касается инициатив, которые происходят у нас в Думе, мы на это не надеемся. Пока что еще ресурсы и возможности существования есть. Мы никогда на государство не возлагали больших надежд. Ситуация развивается очень быстро, и все изменения измеряются днями. Конечно, интересно наблюдать, справится ли бюрократическая машина с этой очень динамической ситуацией. Есть такое мнение, что в бизнесе каждый сам за себя. И человек, который его начинает, должен понимать, на что он идет. Алексей Колесников: Это немного лукавая позиция. Предприниматель всегда несет риск, но не любой риск он может вынести. Если он делает что-то хуже, чем другой, если у него не хватает компетенции, если его услуга может быть невостребованной — эти риски, конечно, он всегда несет. Но такая глобальная ситуация, как пандемия вируса, — такие риски не входят в обычный набор, они очень мощные по своей силе. И здесь государство должно быть страховым механизмом. Как думаете, стоит ли начинать бизнес в онлайн-сегменте после окончания пандемии? Не будет ли такого, что все резко пойдут в онлайн, и появится слишком много таких компаний? Алексей Колесников: Конечно же, возможны какие-то перекосы. Но даже если все начнут активно бежать в одну сторону, там наступит насыщение и станет понятно, что столько онлайн-сервисов не нужно. Тем не менее равновесие, когда оно наступит, будет другим. Конечно, локальные перекосы произойдут, это нормальный процесс нахождения нового баланса. Но это будет баланс не такой, как мы его видели до этого, на мой взгляд.