Деликатный продукт: история появления гигиенических прокладок и тампонов
Kotex — это самый популярный в США бренд, выпускающий женские гигиенические прокладки. Сегодня, благодаря рекламе, трудно найти человека, который бы не знал продукцию этой компании. Но так было далеко не всегда — слово Kotex долгое время было кодовым для женщин и его значение тщательно оберегали от представителей сильного пола. В чем заключалась причина такого отношения к важной продукции для женщин, без которой не обойтись? Удивительно, но виновата в этом вовсе не женская стыдливость, а… сами мужчины. Долгие годы столетия церковь и даже официальная наука внушали всем вокруг, что критические дни у женщин — это плохо. Первая реклама продукции Kotex, 1921 год, США В 1868 году вице-президент Американской медицинской ассоциации заявил с кафедры своей организации, что женщинам-медикам нельзя доверять во время их регулярного «недуга». В 1872 году американский ученый и врач Эдвард Кларк выразил свою точку зрения, заключавшуюся в том, что школьницам и студенткам не стоит посещать занятия в «особые дни», так как из-за высокой нагрузки на организм они неспособны думать. На это известная писательница и феминистка Элайза Даффи ответила Кларку вопросом, почему в таком случае никто не отстраняет женщин от тяжелой работы и домашних хлопот, если их организм находится в столь серьезном стрессе? Или мистер Кларк что-то недоговаривает и его цель — лишение американок права на образование? Это всего лишь два факта, но на самом деле таких заявлений было множество и они исходили от авторитетных мужчин по всему миру. Стоит ли удивляться теперь тому, что женщины изо всех сил стараются скрыть свое состояние от окружающих. Появление гигиенических средств Гигиенические тампоны имеют очень древнюю историю. В Африке их изготавливали из трав, в Японии из рисовой бумаги, в Египте из папируса, а в Древнем Риме из шерсти. Долгое время был распространен очень опасный для здоровья и даже жизни способ применения этих гигиенических средств, которые после использования стирали и снова пускали в ход. Реклама гигиенических салфеток Hartmann, конец XIX века Теперь мы знаем, что такой подход к гигиене чреват опасными инфекциями и даже онкологическими заболеваниями. Несмотря на это приступать к промышленному производству одноразовой продукции не спешили даже в самых передовых странах. Еще в середине XIX столетия развитие промышленности привело к тому, что производство многих продуктов гигиенического назначения было поставлено на поток. Но специфических изделий для дам это не коснулось. Причина таилась в том, что никто не знал, как их продавать, ведь говорить в обществе о женской физиологии было не принято, а значит нельзя было и запустить рекламу. Первая официальная попытка продажи гигиенических прокладок относится к 1895 году. В одном из лондонских универмагов появились «гигиенические салфетки» от немецкой фирмы Hartmann. В 1896 году компания Johnson & Johnson поставила на рынок США продукцию, которая называлась «Прокладки Листера». Свое имя прокладкам дал британский хирург Джозеф Листер, научивший медиков всего мира стерилизовать инструменты. Но эти нужные товары не произвели ожидаемого эффекта и были приняты целевой аудиторией довольно прохладно. Возможно, что сказывалась многовековая традиция выходить из положения, используя подручные средства, а может опять сыграла роль женская стыдливость. Реклама продукции Kotex, 1920-е годы, США Настоящий прорыв в этой сфере был сделан в годы Первой мировой войны, когда компания Kimberly-Clark начала производить перевязочные материалы на основе крепированной бумаги. Этот новый материал изготавливался из древесной целлюлозы, которая была дешевле хлопка и превосходила его по гигроскопическим свойствам. К концу войны спрос на перевязочные материалы резко упал и Kimberly-Clark начала искать новые рынки сбыта. Как раз в это время в офис компании пришло письмо от медсестер с благодарностью за качественную продукцию. Женщины писали, что пользуются перевязочными материалами из крепированной бумаги в гигиенических целях и очень довольны результатом. Это выглядело обнадеживающе, но уже существовал печальный опыт Hartmann и Johnson & Johnson , которые лишь понесли убытки на новом продукте. Тем не менее в Kimberly-Clark решили рискнуть и начали выпускать продукцию с загадочным наименованием Kotex. Название это было составлено из слов «коттон» и «текстура» и оно стало кодовым в женских разговорах. Услышав слово «котекс», мужчина не понимал о чем идет речь и это позволило избежать неловких ситуаций. «Хоть бы кто-нибудь разъяснил мне, что такое Kotex!» — раздраженно бросил один из молодых мужчин во время званого ужина в 1920 году. Стоит ли говорить о том, что присутствующие дамы лишь деликатно улыбнулись в ответ. В середине XX века использовались вот такие гигиенические пояса Новый товар стремительно стал набирать популярность. Этому немало способствовало то, что женщины после Первой мировой войны стали более активными. Они занимались общественной деятельностью и наукой, работали на предприятиях и много путешествовали. Kotex идеально решал их проблемы и бренд процветал. Американский психолог и эксперт в области менеджмента Лилиан Гилбрет в 1927 году провела исследование рынка гигиенических продуктов для женщин и высоко оценила разработку компании Kimberly-Clark. Она отметила, что изделия одноразового использования в компактной упаковке — настоящая находка для современных женщин, ведущих активный образ жизни. К началу 30-х годов негласный запрет на разговоры о гигиене исчез и о назначении Kotex говорили открыто. Реклама прокладок была повсюду и это даже раздражало некоторых мужчин. Например, Нобелевский лауреат, писатель Уильям Фолкнер писал об этом: Я, вроде, настолько отстал от жизни с этой эпохой «котекс», что ни о чем больше другом и думать не могу. Это ли не лучшее подтверждение того, что некогда секретный продукт прочно вошел в жизнь людей? Реклама с «голубой кровью» В 1933 году, кроме прокладок из крепированной бумаги в продаже появились запатентованные под брендом Tampax тампоны. В 1937 году список гигиенических средств для женщин снова пополнился — начался выпуск менструальных колпачков, которые придумала Леона Уотсон Чалмерс. Затем грянула Вторая мировая война и в рекламе средств для женщин появился новый мотив. Теперь их подавали потребителям как один из способов для женщины максимально мобилизовать свои силы на пользу родине. Одна из реклам Kotex того времени изображает девочку, бросившую швабру и веник на пол. Надпись на плакате гласит: Кто бы мог представить, что ты будешь дезертировать и отказываться от протирки пыли и мытья тарелок, когда мама так рассчитывает на тебя? Позднее реклама стала более очевидной, хотя многим она казалась забавной. Множество шуток породили видео, в который на гигиенической прокладке расползается «голубая кровь», а за этим процессом пристально следят ученые в белых халатах. Важным атрибутом этих видео были также женщины в белых шортах, брюках или купальниках, которые скакали верхом, бегали и ездили на велосипедах. Менструирующий мужчина Сейчас гигиенических товаров для женщин только в США продается на 3 млрд долларов в год. Интересно, что в этой индустрии всегда большую роль играли именно мужчины. Помимо менеджеров Kimberly-Clark, большинство из которых были мужчинами, в качестве примера стоит назвать Аруначалама Муруганантхама. Этот индийский парень, не имея даже законченного среднего образования, задумал как-то решить глобальную проблему женщин своей страны, а именно — обеспечить их качественными гигиеническими прокладками. В 1998 году он сказал жене, что не хочет, чтобы она использовала грязные тряпки. «Я бы этим даже свой мопед не вытер», — сказал Аруначалама и принялся конструировать станок для выпуска прокладок. Женщины из семьи новатора не оценили его изобретательского пыла. Сначала от индуса ушла жена Шанти, а затем с ним перестала общаться даже его собственная мать. По их мнению, занятие Аруначалама было позором для мужчины, а сам он — психом и извращенцем. Но целеустремленный мужчина не отступил и в итоге добился успеха. Сейчас он более чем успешен и уважаем, а его жена вернулась, чтобы разделить триумф мужа. Об изобретателе в 2013 году сняли документальный фильм со странным названием «Менструирующий мужчина» (Menstrual Man). Но Индия — это не единственная страна мира, где стигматировано все, что связано с критическими днями. По статистике ЮНЕСКО в суб-экваториальной Африке одна девочка из десяти пропускает уроки в школе из-за месячных. Там все происходит так, как хотел доктор Эдвард Кларк и в этом нет ничего хорошего. Пропуски занятий приводят к тому, что девочки отстают по учебному материалу и это нередко становится причиной полного отказа от посещения школы. И тут дело не только в предосудительном отношении к вполне нормальному физиологическому состоянию женского организма, но и в отсутствии специальных условий. В африканских школах сложно встретить закрывающиеся на замок душевые, а кое-где нет даже водопровода. Играет роль и то, что многие женщины не могут себе позволить приобретение гигиенических изделий. Аруначалама Муруганантхама, помогающий решить проблему в Индии, с грустью говорит о том, что то, что на Западе считается обычным товаром, который покупают почти не задумываясь, в его стране миллионы женщин считают роскошью. В большинстве стран мира женская гигиена хоть и не считается популярной темой для массовых обсуждений, но, по крайней мере, уже вышла из разряда табу. Женщин во всех отношениях стараются обеспечить равными с мужчинами правами и возможностями, например, внедряя дамские писсуары. Смотрите также — Мой ласковый и нежный друг: секс-куклы бывают не только для мужчин, но и для женщин Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.