По железным дорогам в марте перевезли водки больше, а соков – меньше
Понижающие коэффициенты установлены на перевозки во внутреннем сообщении на зерно и семена, муку и крупы, макаронные и кондитерские изделия, сахар, соль, овощей, фруктов и соков, изделий текстильной и бумажной промышленности. Оно распространяются как на груженые рейсы, так и на порожние пробеги вагонов. В зависимости от груза коэффициенты составили от 0,575 до 0,866 в груженом рейсе и от 0,601 до 0,906 – в порожнем. Они вступили в силу с 4 апреля и действую действовать до конца года. «Идя на такой шаг, мы решаем сразу несколько важных задач, в том числе, привлекаем дополнительные объемы перевозок, улучшая условия для грузоотправителей. А также – уменьшаем транспортную составляющую в цене перевозимой продукции, что, в конечном итоге, позволит обеспечить наличие в достаточном количестве товаров на полках магазинов для граждан нашей страны», – сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило. Где густо, а где – пусто Стоит отметить, что динамика перевозок продовольственных номенклатур в марте 2020 года складывалась неравномерной. Это хорошо видно, в частности, по перевозкам зерна. По данным ИПЕМ, в целом погрузка зерна в марте увеличилась на 18,6% по сравнению с тем же месяцем 2019 года. Однако во внутреннем сообщении выросли не все номенклатуры. По данным аналитиков Cargo-Report, часть номенклатур, наоборот, в марте текущего года на внутренних маршрутах просели. Это касается, в частности, перевозок риса – они снизились на 28% по сравнению с мартом прошлого года, а ржи – упали почти вдвое. Вместе с тем, выросли объемы перевозок пшеницы (+56% по сравнению с мартом прошлого года), кукурузы (рост в 1,9 раза), а также прочих зерновых культур (рост в 1,8 раза). Если же брать продукты перемола, то в плюсе оказались перевозки пшеничной муки (+39%) и ржаной муки (рост в 1,9 раза). Однако по прочим продуктам перемола было зафиксировано снижение в 1,8 раза. Положительной в марте текущего года оказалась и динамика перевозок макаронных изделий (+15%), а также мучных кондитерских изделий (+23%). Однако были номенклатуры, по которым объемы снизились – это, скажем, хлеб и хлебобулочные изделия (-0,3%). В тренде картофель, консервы и водка Неплохой оказалась динамика и по некоторым другим видам продовольствия – например, по объемам перевозок по сети РЖД картофеля, консервов и молока. Аналогично сложилась ситуация с доставкой безалкогольных напитков, водки и ликероводочных изделий. Причем, их динамика роста оказалась даже больше, чем по ряду других продуктов длительного хранения, пригодных к перевозкам в крытых вагонах. Перевозки вина в марте остались на уровне прошлого года. А вот объемы транспортировок пива и соков снизились. Первые упали на 35%, а вторые – на 26%. И наконец, стоит сказать пару слов о перевозках поваренной соли. В марте текущего года они увеличились в 1,4 раза. Кстати, сказать, на том же фоне паники, связанной с коронавирусом, в марте 2020 года по сети РЖД выросли перевозки еще и спичек (в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.). Автоперевозчики не дремлют В целом, как отметили эксперты, значительный объем продовольствия перевозят автоперевозчики. Как отметил руководитель компании ООО «ВТС» Вемир Казарян, на перевозки продовольствия в крытых вагонах положительную роль сыграли новые правила перевозок скоропортящихся грузов. Он напомним, что теперь сам грузоотправитель без участия железной дороги решает, в каком типе подвижного состава перевозить свою продукцию. И это повысило привлекательность отправок грузов. Правда, первое время некоторые грузоотправители продовольственных товаров пока опасались переключения грузов на железную дорогу. И это было видно по статистике первых двух месяцев погрузки на сети РЖД. В марте погрузку продовольствия несколько подстегнули повышенный спрос на продукты в связи с введением режима самоизоляции населения. В связи с этим ритейл озаботился о пополнении складов в достаточном объеме, чтобы компенсировать нехватку продуктов на полках магазинов. В связи с увеличением объемов перевозок укрупненными партиями и образовался спрос на перевозки продовольствия по сети РЖД. Правда, как отметил представитель крупной компании-ритейлера, всплеск покупок оказался кратковременным. К концу месяца потребление стабилизировалось. Поэтому выглядит логичным, что именно с апреля в ОАО «РЖД» ввели скидки на перевозки продовольствия в крытых вагонах. Весна, добавил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко, достаточно удобный период для перехода с автомобильного транспорта на железнодорожный. Зимой можно заморозить груз в пути, а весной – температура воздуха сама по себе оптимальная. Впрочем, вопрос конкуренции с автотранспортом сейчас будет зависеть от качества подачи подвижного состава под погрузку и скорости доставки на дальние и средние расстояния. Скажем, он есть на перевозки из Санкт-Петербурга до Екатеринбурга (Хабаровска). В таком случае спрос на крутые вагоны повысится.