Из-за карантина предпринимателям в ДФО пришлось изменить стратегию 

Из-за карантина предпринимателям в ДФО пришлось изменить стратегию
Фото: Российская Газета
Время менятьсяПроще всего оказалось перестроиться ателье и «домашним» швеям. Им новый бизнес-план подкинула сама жизнь, когда в дальневосточных аптеках исчезли медицинские маски. Если средств защиты нет, значит их нужно сделать самим. Теперь в хабаровских ателье принимают заказы и на ГОСТовские марлевые повязки (65 рублей), и на более симпатичные хлопчатобумажные (100 рублей). А хабаровчанка Екатерина Шапар решила продавать маски из натурального шелка. И хоть их цена высока, ведь плотный натуральный шелк стоит не меньше четырех тысяч рублей за метр, спросом товар пользуется. — Шелк гипоаллергенный, обладает дезинфицирующими и бактерицидными свойствами, поэтому используется даже в хирургии, — объясняет выбор девушка. Сложнее выживать оказалось тем, чьи услуги не вошли в список «первой необходимости». Например, сотрудники спортивных центров нашли себе работу — но не доход. — Наши активные тренеры предложили запустить в Instagram онлайн-тренировки. Они проходят в «прямом эфире» и бесплатны как для клиентов, так и для любых желающих, — рассказал руководитель хабаровской сети фитнес-клубов Геннадий Нариков. — Кроме того, в профиле мы рассказываем о правильном питании, советуем фильмы и книги, проводим розыгрыши… Основная задача такого взаимодействия — задержать внимание людей на фитнесе и отвлечь их от паники и бесконечной пересылки информации о проблемах. Профессиональный организатор пространства тоже стремится избавить своих клиентов от грустных мыслей. Она предлагает потратить появившееся свободное время на то, чтобы навести дома красоту. — Я уже год помогаю женщинам правильно использовать пространство квартиры, чтобы не тратить массу времени на уборку, а просто поддерживать порядок. Раньше чаще всего приезжала на дом и вместе с клиентом мы разбирали определенную зону. Теперь работа перешла в интернет, — рассказывает Чернышова. — Использую недорогие онлайн-консультации, когда мы в течение часа общаемся с клиентом, и я даю рекомендации. Курьера вызывали?Купить хлеб и молоко в «магазине у дома», а также средства гигиены, предметы для ухода за детьми и животными или топливо дальневосточники еще могут. Все остальные товары временно попали под запрет. Пришлось закрыться магазинам обуви и одежды. Но терять своих клиентов, а главное, свои деньги, предприниматели не хотят. Поэтому даже те точки, которые раньше не предоставляли услугу доставки, теперь готовы принять заказ через интернет или по телефону и бесплатно привезти к покупателю домой. — Вещи предварительно обрабатываются и дезинфицируются специальным прибором стерилизатором. А наш курьер носит с собой антисептик, работает в медицинской маске и перчатках, — сообщили в крупной торговой сети Читы. Перейти на такой режим работы забайкальским предпринимателям посоветовали в  края. — Это поможет бизнесу избежать больших финансовых потерь, — считает начальник отдела потребительского рынка и денежных доходов краевого минэкономразвития Лариса Сверкунова. — А жителям позволит не посещать места массового скопления людей. В других городах та же практика. В одной из хабаровских сетей книжных магазинов услугу доставки предложили еще несколько месяцев назад — но воспользоваться ею можно было только через страничку в социальных сетях или обратившись за консультацией к продавцам. Хозяйки магазинов Анастасия Трендберг и Светлана Костылева решили, что это неудобно и буквально за несколько дней запустили сайт. Ресторан приедет к вамПосле того как для посетителей закрылись двери кафе и ресторанов, многие заведения, чтобы выжить, перешли на доставку еды. Так, к примеру, поступил ресторан грузинской кухни во Владивостоке. Директор ресторана Илья Сухих подводит первые итоги: средний чек немного упал, но количество заказов выросло — в какие-то дни на 20-30 процентов, а в первую нерабочую субботу сразу на 50 процентов. Потери, безусловно, есть — большую часть прибыли всегда приносили заказы в зале. Предприниматель сомневается, что в данной ситуации доставка может стать панацеей. — Люди заказывают еду, когда у них мало свободного времени, а сейчас его, напротив, больше, и они начинают готовить. Доставка еды из ресторана — атрибут клиентов с высокими доходами, а у многих они сейчас падают. Рассчитывать, что такая услуга спасет бизнес, я бы не стал, но бизнес-модель однозначно нужно пересматривать. Нам важно максимально сохранить то, что имеем, чтобы затем восстановить, — объясняет он. Илья Сухих рассказывает, что значительное количество из 300 человек персонала не работает и сохранить всех вряд ли получится. Кому-то пришлось переквалифицироваться. Так, официанты, у которых есть автомобили, стали работать курьерами. Кого-то направили работать в организованный колл-центр — раньше ресторан пользовался этой услугой на аутсорсинге. Десятки якутских предпринимателей, несмотря на то, что сами оказались в непростом положении, начали помогать другим, владелец и руководитель небольшого кафе с латиноамериканской и мексиканской кухней, смотрит на сложившуюся ситуацию немного по-другому. Раньше кафе не занималось доставкой — пару лет назад пытались работать через курьеров, но из-за пробок отказались от этой идеи. Еда в дороге быстро теряла качество. Пока, как говорит собеседник «РГ», в кафе обошлись без сокращения персонала. Всего в «Лиме» работают 12 человек, и официанты переквалифицировались в курьеров, все остальные занимаются тем, чем и раньше. Потери, конечно, значительные. — По сравнению с тем, что было при работающем зале, заказов стало в три-четыре раза меньше. Но все-таки мы не в минусе. Еда из кафе выгоднее, чем покупка продуктов и приготовление обеда дома. У нас всегда можно было поесть в среднем за 400 рублей, а что купишь на эту сумму в супермаркете? Кроме того, в магазинах сейчас опасно, там скопления людей, среди которых могут быть зараженные, — резюмирует он. Граждане предпринимателиБольшинство якутских бизнесменов, как только было объявлено о необходимости приостанавливать деятельность целых отраслей, закрыло двери на замки и ушло в себя — горевать над убытками. Но так поступили далеко не все. Владельцы некоторых предприятий приостановили работу, не дожидаясь официального напоминания, по своей инициативе. Это те случаи, когда у людей по-настоящему сработало чувство гражданской ответственности. К примеру, бизнесмен Александр Скрипин закрыл расположенный в центре Якутска популярный ресторан, когда еще вполне можно было работать. Он посчитал, что поток посетителей, приносящий деньги, в условиях распространения инфекции стал опасным для клиентов явлением именно потому, что это поток. — Человек всегда делает выбор, всегда и во всем. У предпринимателя такое происходит еще чаще и еще ответственней, — отметил ресторатор. Десятки якутских бизнесменов, несмотря на то, что сами оказались в непростом положении, начали помогать другим. Закоперщиками выступили руководители трех IT-компаний, выделившие для нужд здравоохранения 45 миллионов рублей на приобретение аппаратов искусственной вентиляции легких. Генеральный директор продал половину своих акций компании и вырученные 18,5 миллиона рублей направил на противоэпидемические мероприятия в городе Мирный. Конечно, такие жесты по карману далеко не всем, но пример подхватили, каждый исходя из своих возможностей. Предприниматель из Горного улуса Вера Лиханова подарила пожилым односельчанам 100 пачек чая, а компания «СахаЧай» безвозмездно передала 100 килограммов своей продукции домам-интернатам престарелых и инвалидов. Кто-то делится горючим с волонтерами, кто-то и вовсе возит их бесплатно…— А многие предприятия торговли делают очень большие скидки на продукты питания для многодетных и малоимущих, — сообщила бизнес-омбудсмен Альбина Кычкина. При этом ежедневно «накрывают» в Якутске другие магазины, где из-под прилавка торгуют алкоголем, продажа которого в эти апрельские дни ограничена. Предприниматели — люди разные. У каждого свое отношение к деньгам, обществу, безопасности.
Видео дня. В каких продуктах есть скрытый сахар
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео