Войти в почту

Самокрутка, браньё и кузумёсе - дореволюционные свадебные традиции омичей

Пока из-за коронавируса практически перестали расписывать пары, вспоминаем неписанные правила сватовства различных народов, проживающих в Сибири. Сейчас из-за коронавируса в Омске, как и в целом в России, значительно сократилось количество свадеб. Пары переносят церемонии, ведь сейчас расписаться можно только без гостей и банкета. Пока сотрудники ЗАГСа не отказывают влюблённым только в ряде случаев: беременность, рождение ребёнка, уход жениха в армию и т. д. Такого в истории свадебного Омска точно ещё не было. А мы во время самоизоляции нашли время покопаться в архиве телеканала "Продвижение". В его эфире выходила программа "Удивительное рядом. Омская версия" (12+), и один из выпусков был посвящён теме свадеб. Прикрепляем его к этой статье. Кстати, в нём показана первая и, наверное, до сих пор единственная свадебная церемония, состоявшаяся в эфире омского телевидения. А если у вас пока нет времени на просмотр, то мы поделимся самыми любопытными фактами, прозвучавшими в программе: по данным однодневной переписи в конце XIX века, а именно 1877 года, в Омске проживало три разведённые женщины. Причиной такого малого количества разводов было отрицательное отношение к этому православной церкви; перепись 1877 года уникальна тем, что историки до сих пор пользуются этими данными, а именно: в городе было зарегистрировано 24 818 человек, из них 14 000 мужчин, чуть меньше (11 000) женщин, а приезжих было больше, чем коренных; по данным переписи 2002 года, в Омской области проживали представители 124 национальностей и 21 народности, среди них наиболее многочисленны русские, украинцы, казахи, татары, немцы. Оригинальным способом знакомства у молодёжи конца XIX - начала XX века являлось ощипывание гусей. Такой обычай был отмечен у сибирских татар в деревне Тоске Колосовского района и назывался кузумёсе. Нравы в аулах были крайне строгими, молодых девушек не пускали на улицу и поэтому придумали такой праздник знакомства, его устраивали долгими осенними вечерами. Заключался обычай в том, что девушки собирались в доме, надевали красивые передники, зажигали свечи. Каждому из собравшихся, а были и пожилые люди, давали по гусю, по утюгу и марлю, смоченную водой, чтобы гладить гусей - так легче убирать подпушину. Хозяйка дома обрезала гусям крылья и варила их в казане, чтобы полакомиться всем вместе, а девушки за работой шутили, пели песни. Парни проходили по улице с гармошками, а девушки у окна предлагали им либо отгадать загадки, либо купить пару крыльев - начиналась торговля, заигрывание. Самый смелый стучал в окно и говорил, что ему нужна самая красивая девушка. Та, что была посмелее, говорила: "Тебе что?", он отвечал: "Красивую девушку ищу среди вас, чтобы познакомиться, а, может быть, и посвататься в скором времени.". Затем парень покупал крылья и садился возле той, которая ему больше всех понравилась. Так повторялось до тех пор, пока не собирались все желающие. Также играли в разные игры. Старшая сноха говорила: "Давайте побалуемся!", и девушки загадывают загадки, а кто их отгадывал - должен был выполнить любую просьбу. В это время пожилые узнавали выбор пары у молодых в деревне. Из собранного на ощипывании гусей пуха девушки делали себе в приданое подушки, одеяла, перины. В Сибири брак, заключённый по личной договорённости жениха и невесты, без одобрения старших членов семей, назывался самокрутка. В те времена они встречались крайне редко, так как общественное мнение относилось к ним негативно, считая их безнравственными и противозаконными. Брак рассматривался не как личный выбор каждого, а как общественные и публичные отношения. Вплоть до конца 19 века в небольших провинциальных городах и деревнях действовал обычай вступления в брак через обряд сватовства и свадьбы - невесту сватали через родственников или хороших знакомых. О приданом почти никогда не делали договора, это зависело от воли отца невесты, который наделял в зависимости от своего состояния платьем, бельём, столовой посудой и другими вещами, редко - деньгами. Редко это случалось в присутствии священника, но решающую роль всё равно играли родители. То, что сейчас называется выкупом в Омской области раньше называлось браньём, то есть взятием - действием берущего. Этот обряд действительно похож на современный выкуп, заключался он в том, что сваха, дружки или сам жених платят деньгами или их просят исполнить номер художественной самодеятельности за выход невесты из дома или проезд свадебного поезда. Обряд же выкупа на Руси является очень древним, об этом свидетельствуют образцы фольклора. Например, в сказках доброму молодцу приходилось проходить через различные испытания: спасти суженую, найти диво-дивное, построить летучий корабль, за что отец невесты, как правило, царь-батюшка отдавал свою доченьку в жены. На зимних свадьбах у сибирских казаков был распространён обычай "женская байга". Байга - это шуточные соревнования в беге наперегонки, они появились благодаря культурному влиянию местных кочевников и военизированному быту казаков. Как проходила женская байга: на дороге разделяли восемью столбами расстояние в полкилометра и в конце пути на скамейку ставили призы, это могло быть что-то вкусное, шуточные вещи или даже свиная голова. Девушки разувались и бежали и в порядке финиширования выбирали себе призы, последней же, разумеется, могла достаться эта голова. Размывание рук - обряд, связанный с родами. Считалось, что после родов необходимо поблагодарить повитуху, подарив ей платок, дабы она тут же этим платком руки вытерла. Полотенце тут имело двойной смысл: с одной стороны, она буквально вытирала руки, а с другой - полотенце рассматривалось как символ прихода в этот мир, так же, как и кусок полотенца для тех, кто на похоронах нёс гроб, символизировало уход. У немцев Омской области окончанием свадьбы считался момент, когда доели последний куриный хвост, в буквальном смысле. К обрядовым немецким блюдам можно отнести куриную лапшу - её варили на второй день из птиц, которых приносили с собой сами гости. И последний день свадьбы у немцев назывался "Свадебным хвостом". Немцы, проживающие на территории Сибири, устраивали накануне свадьбы шумный вечер, на котором били посуду. Чем больше посуды разбили, чем больше шума и гама, тем больше счастья будет молодым. На свадьбе же самой обязательно ели капусту, так как она являлась символом долголетия и здоровья. Среди сибирских татар была распространена пословица: "Собаки злой бойся, а жены - ленивой". По традиции польских переселенцев замужняя женщина носила одну косу. В Омской области с помощью юбки молодой человек мог понять, готова ли девушка выйти за него замуж. Парень приходил в дом с большой юбкой и говорил: "Хочешь замуж - прыгай в юбку". Если девушка прыгала, то была согласна. После договора юноша забирал себе юбку, а девушке отдавал рубаху. Если же девушка нарушала договор, то юноша привязывал юбку к конской упряжи и ездил по деревне, что считалось позором для обманувшей невесты. В церемонии сватовства тыква была символом отказа невесты или её родителей от замужества. В назначенный день сватовства жених шёл в дом невесты с обязательными атрибутами этого обряда: хлебом, солью и горилкой. В доме невесты сваты говорили такие слова: "Мы - купцы, зашли к вам с дом. У вас есть товар. Мы хотим его купить". В случае согласия невеста кланялась сватам и подавала им хлеб, соль и чарку горилки, а молодой человек отдавал им то, что принёс с собой. После чего все садились за стол, чтобы полакомиться тем, что было приготовлено в доме невесты и обсудить организационные вопросы, касающиеся свадьбы. Если согласие получено не было, невеста выносила гостям гарбуз - тыкву. Родители тоже могли дать отрицательный ответ, позже в таком случае гарбуз приносили в дом родителей жениха. Получить гарбуз домой было стыдно, так что сваты заранее старались узнать о благосклонности невесты. Раньше незамужняя девушка не могла выйти из дома просто так, и чтобы оправдать своё нахождение на улице, она, отпросившись у родителей, брала с собой коромысло с вёдрами. Только повседневные хозяйственные заботы могли стать весомой причиной того, что она ходит по улице. Также мы в рамках этого проекта рассказывали о жизни и работе авиаконструктора Андрея Туполева в Омске.

Самокрутка, браньё и кузумёсе - дореволюционные свадебные традиции омичей
© Омск Здесь