Еда в эпидемию: доставщики не справляются
Эпидемия коронавируса и последовавший за ней режим самоизоляции заставили изменить бизнес-модель сразу нескольких индустрий, связанных с продуктами питания. Если раньше большинство россиян отправлялись за продуктами в магазины, а еде на дом предпочитали поход в кафе или ресторан, то теперь все больше из них пользуется доставкой. По данным «Яндекс.Кассы», только за первую нерабочую неделю на 58% выросло количество онлайн-платежей в продуктовых интернет-магазинах, а число онлайн-заказов в ресторанах и кафе увеличилось и вовсе на 78%. С наплывом покупателей бизнес ожидаемо не справляется — сроки ожидания заказов могут достигать нескольких дней. О вынужденной трансформации рассказали участники рынка продуктового ритейла и общепита на Forum.Digital New Business Reality, первом онлайн-форуме о цифровизации бизнеса во время пандемии (организатор — Фонд развития цифровой экономики). Они готовятся развивать каналы доставки и дистанционного заказа продукции, в том числе после окончания эпидемии. Они также уверены, что рынок продуктов питания уже не будет прежним, а играть по новым правилам придется всем. Дефицита продуктов нет Режим самоизоляции фактически обрушил систему доставки продуктов на дом — как рассказал управляющий директор «Перекресток Онлайн» Леонид Довладбегян, сейчас слоты по доставке закрыты и нет возможности доставлять заказы, потому что «вся доставка раскуплена». «Мы столкнулись с ростом запроса на доставку в десять раз, люди не хотят выходить из дома за продуктами в нынешней ситуации, и с этим столкнулись все мировые игроки, все страны», — говорит Довладбегян. Сейчас компания наращивает инфраструктуру, в частности открывает еще один распределительный центр в Москве для обеспечения доставки продуктов жителям столицы. Также компании было необходимо улучшить обеспечение средствами защиты и дезинфекции экспедиторов и водителей. Очевидно, что отрасль не была готова к критически выросшему спросу на продукты питания — если рынок фудритейла оценивается в 15 трлн рублей, то доля продуктов питания в онлайн-доставке составляла лишь 50 млрд, а объем всего рынка e-commerce оценивался в 1,5 трлн, напомнил топ-менеджер. «Когда эти объемы стали переходить в онлайн, этого никто не выдержал», — говорит он. При этом в магазинах дефицита продуктов нет, все продукты есть на полках, в том числе пресловутая гречка и туалетная бумага, говорит Леонид Довладбегян, просто за ними надо идти в магазин. «Можно безопасно ходить в магазины, все продукты там есть, они дезинфицируются, внедряются меры по соблюдению социальной дистанции, поэтому в магазины ходить можно, покупать продукты можно, и с этим все хорошо», — резюмирует он. Вернется ли продуктовый ритейл к прежнему формату? Похоже, вряд ли. Как показывает Китай, слабее всего восстанавливаются рестораны и офлайн-магазины, но хорошо себя чувствуют дистанционные сервисы, в том числе доставка продуктов, уточняет Довладбегян. Пицца с антисептиком В более сложной ситуации оказались предприятия общественного питания. Похоже, работающие в бюджетном ценовом сегменте, а также фастфуд-заведения к кризису адаптируются, перестраиваются, не прекращая работу. Так, сеть пиццерий «Додо Пицца» расширила перечень доступных для доставки позиций — помимо пиццы и напитков, теперь здесь можно заказать мыло, зубную пасту, антисептик и даже туалетную бумагу. «Мы стараемся адаптироваться, по всей РФ запустили доставку товаров повседневного спроса», — рассказал Федор Овчинников, основатель «Додо Пицца». Компания пока обеспечивает бесперебойную доставку, не только день в день. В докризисное время в среднем сроки доставки составляли по Москве 30 минут, сейчас время поднялось до 35–37 минут, уточнил он. Другое дело, что бизнес оказался в тяжелом положении, ведь люди уже начали серьезно экономить. По словам Овчинникова, продажи по сети каждую неделю падают. «Число заказов выросло на 30%, но упал средний чек, мы снизили минимальную сумму доставки до нуля, можно заказать до 349, для нас эта доставка будет на грани рентабельности», — утоняет основатель сети. Собственную доставку были вынуждены запустить за неделю в Black Star Burger, рассказал Павел Курьянов, генеральный директор ООО «Музыкальный лейбл «Блэк Стар». По его словам, агрегаторы доставки не смогли обеспечить нужный объем услуг, к тому же у них есть ограничение по зонам обслуживания. Компания же приняла решение доставлять везде, в том числе в Подмосковье, за счет чего поток заметно вырос. «Мы нарастили выручку по Москве с помощью своей доставки до уровня до коронавируса», — уточняет он. В доставку идут не все Ресторанным проектам выжить в условиях пандемии оказалось особенно тяжело. Свои локации принял решение закрыть основатель ресторанного холдинга Perelman People Владимир Перельман (всего их 13, уточняет ресторатор). Близкое к катастрофе положение дел на ресторанном рынке бизнесмен объясняет архаичностью основной массы его участников — по его словам, до 90% ресторанов не умели жить по PNL (отчет о прибылях и убытках — ред.). Свои рестораны он исключением не считает: так, лишь полтора года назад в холдинге начали объединять систему управлениями ими. Сейчас, поясняет Перельман, основной проблемой стало неумение коммуницировать с клиентами вне ресторанных стен (между тем поток у ресторанов вполне приличный: у него это до 180 тысяч людей в месяц). «Все CRM-системы от больших гигантов для нас неудобны, не обеспечивают безопасность данных, есть подозрение в паразитирование на наших базах. У нас нет ничего такого, что позволяет работать хорошо с большими данными», — говорит он. Из-за пандемии пришлось закрыть не только рестораны, но и заморозить новые проекты, которые Перельман планировал запускать вместе с ритейлерами. Речь шла об использовании части залов под темные кухни для доставки, но проект запустить не успели. Впрочем, в условиях пандемии работать на доставку ресторанам не так и просто, говорит он. «Это этический вопрос: как правильно готовить в условиях карантина и пандемии? Он меня очень волнует и не позволяет запустить доставочный бизнес. Нет, например, ясности, кто будет нести ответственность, если клиент заболеет?» — утоняет ресторатор. В будущем он рассчитывает развивать такие направления, как создание блюд из альтернативных продуктов, в том числе веганских и безглютеновых, а также производство полуфабрикатов высокого уровня. По его словам, он уже ведет переговоры с «Азбукой вкуса» и «ВкусВилл». «Главное — это не растерять компетенции наших людей, дотировать их, потому что пока потока нет никакого», — резюмирует Владимир Перельман. Автор: Ольга Блинова