«88-летний дедушка нарисовал мне карту магазина»: волонтеры рассказали о помощи нуждающимся во время пандемии

В период пандемии в особенно жесткой изоляции оказались пожилые люди – из-за повышенного риска заразиться коронавирусом им категорически запретили выходить на улицу. Не всем из них могут помочь родственники: кто-то тоже сидит на карантине, а кто-то и вовсе живет в другом городе. А ведь старики очень нуждаются в продуктах и лекарствах. На помощь им пришли волонтеры, которые самостоятельно или через специальные центры связываются с бабушками и дедушками, получают «задание» и доставляют им необходимые товары на дом. Корреспондент «МИР 24» узнала, что чаще всего просят купить пожилые, как происходит доставка продуктов и какие истории прячутся за дверями людей старшего поколения. Как правило, за один день добровольцы успевают помочь 3-4 пожилым людям, большее количество заявок они просто физически не успевают выполнить из-за больших расстояний и нехватки времени. Чаще всего, рассказывают ребята, пенсионеры просят принести молочную продукцию, хлеб, овощи и фрукты, курицу. Обычно списки пишут очень подробные вплоть до конкретной компании-изготовителя. Часто просят купить лекарства, либо получить их бесплатно в льготной аптеке. Вся коммуникация с пожилыми людьми происходит бесконтактно: записку с перечнем необходимых продуктов и деньги пенсионеры оставляют за дверью (например, в конверте или вкладывают в дверную щель), пакет с покупками забрать можно только после того, как волонтер спустится на несколько этажей. Все строго. Все, как один, добровольцы признаются, что заразиться не боятся: по городу передвигаются аккуратно и соблюдают все меры предосторожности – надевают защитные маски и вовремя их меняют, часто моют руки или обрабатывают их антисептиком. За этим строго следят. Работа волонтера строго регламентирована. Часто бывает так, что добровольцы даже не видят тех, кому помогают, и уж тем более не имеют возможности пообщаться поближе. Однако попадаются разные пенсионеры с разными запросами. И, несмотря, на обстоятельства, помощникам иногда все же удается узнать, какие истории прячутся за дверьми квартир пожилых людей. Андрей Афанасьев, г. Екатеринбург: «Пожилые люди звонят ежедневно, но иногда возникают проблемы в системе. Заявки поступают централизованно, но могут долго спускаться до непосредственных исполнителей. Пока свяжешься с инициатором, да ещё окажется, что это другой конец города, пока доедешь, купишь, доставишь – бабушка уже и не особо довольная оказывается, потому что с момента звонка и до доставки проходит порой часов 6-8. А некоторые просьбы выполняются очень оперативно, тут много факторов, влияющих на исполнение запроса. Звонки разные. Кто-то просит помощи для себя, а кто-то для 80-летней соседки, некоторые сначала оставляют заявки, а потом и вовсе на звонки не отвечают. Люди все разные и каждый со своей проблемой, кому-то просто лень сходить в магазин, а кто-то выезжает встречать нас на инвалидной коляске. Все разные. Кто-то отблагодарить хочет, но мы просим их звонить на тот же телефон и просто высказать слова благодарности, а кто-то принимает это, как будто им должны, что так и надо». Владимир Андриянов, г. Санкт-Петербург: «Я состою в волонтерском центре СПбГУ, поэтому помогаю в основном нашим преподавателям. Не могу сказать, что что-то принципиально новое для себя открываю при общении с ними в неформальной обстановке. Люди как люди, выходят в домашней одежде, благодарят за помощь душевно. Один преподаватель начал со мной обсуждать мою научную деятельность, предложил вместе с ним заняться написанием научной статьи, долго рассказывал про сферу своих исследовательских интересов. Немного опасаюсь произвола блюстителей закона. Опасаюсь, что остановят на улице, попросят документы, потом «пройдёмте» и прочее. Может, я эти страхи себе зря придумал». Олеся Шамарина, г. Москва: «Мой дедушка тоже сейчас сидит один в Зеленограде, и я рада, что есть те, кто может ему помочь. Вот и я решила помогать пожилым. Я беру заявки в своем районе и хожу пешком, бегать теперь нельзя, так что нагуливаю свои километры быстрым шагом. Классно, что работает сарафанное радио: во многих районах мы видим увеличение количества заявок – это значит, что там хорошо идет процесс и люди рассказывают друг другу о том, что им помогли. Все больше пожилых остается дома. Так и должно быть. Бабушки и дедушки привыкли покупать что-то определенное, поэтому важно постараться соблюсти все до мелочей. Один 88-летний дедушка попросил зайти к нему перед походом за продуктами, потому что он нарисовал мне карту магазина и расписал, что на какой полке и где искать. Это было очень трогательно. А потом, когда я отдавала ему продукты, он зачитывал мне свои любимые стихи. Некоторые хотят отблагодарить, но нам ничего нельзя брать, да и сама я себя очень странно и неловко чувствую при этом. Тут надо проявить чудеса дипломатии: отказаться так, чтобы не обидеть». Элеонора Петрова, г. Санкт-Петербург: «Я сама пару раз ездила за лекарствами для одного из преподавателей, и не представляю, как в таких условиях человек смог бы сам себе помочь. Необходимые лекарства есть далеко не во всех аптеках. Да и расположены они в разных частях города, только на передвижение у меня ушло часа два. Зато купила все необходимое на месяц. Мы часто волонтерим вдвоем, я и мой однокурсник из Китая – в одиночку всё не дотащить. Очень часто, когда уже приносим продукты или лекарства, нас приглашают на чай с печеньем. Мы, конечно, вежливо отказываемся, объясняем, что опасно, но обещаем обязательно заглянуть после снятия карантина и поговорить. Недавно продукты относили преподавательнице, так она нам хотела книги из личной библиотеки в благодарность подарить. Нас всегда встречают с улыбкой. Как старых друзей, вот такое ощущение. Можно сказать, что эта ситуация нас всех очень сблизила. Конечно, тем, кому мы помогаем, всегда очень хочется с нами поговорить и поделиться своими мыслями и переживаниями. В таком случае разговариваем с ними по телефону. Думаю, когда всё закончится, общение не прекратится и будем так же помогать, чем сможем. Однажды мы пришли к преподавательнице, а она встречает нас со словами: «Не знаю, какой ангел вас послал, но спасибо вам большое». Было очень мило». Екатерина Олейник, г. Тула: «К сожалению, иногда пожилые люди не понимают, кто такие волонтеры. Они путают нас с социальными работниками и думают, что мы им должны помогать на постоянной основе. Но мы не можем решить абсолютно все их проблемы, при этом стараемся уделить равное время каждому. Однажды женщина пожаловалась на неработающий телевизор. Я ей объяснила, что такого рода помощь не в нашей компетенции. Тогда она произнесла фразу: «Помогать так помогать!», отлично характеризующую непонимание со стороны некоторых людей, которым мы оказываем помощь. Иногда я эмоционально очень устаю и боюсь выгореть. Поэтому периодически разрешаю себе отдохнуть и взять поменьше заявок. Это важно для того, чтобы сохранить свой внутренний ресурс». Евгения Петрова, г. Екатеринбург: «Большинство пожилых людей благодарны. Очень часто говорят слова благодарности, дарят шоколадки, желают здоровья. Был случай, когда мы принесли одной бабулечке продукты и лекарства, она так растрогалась, что расплакалась, а потом сказала «что бы я без вас делала». Общаться с ними очень легко, приятно. Часто бывает, что это онкобольные, они рассказывают нам о своих болячках, как бы оправдываясь, что сами они не могут сходить в магазин. Некоторым также необходимо просто поболтать, так как они живут одни. Конечно, мы уделяем несколько минут и разговариваем с ними. Для этого я и работаю волонтёром, чтобы делать людей хоть чуточку счастливее».

«88-летний дедушка нарисовал мне карту магазина»: волонтеры рассказали о помощи нуждающимся во время пандемии
© Мир24