Новый кочевник и его девять оленей
Житель Аяно-Майского района эвенк Леонид Тимофеев настроен возродить северное оленеводство. Покинув родное село, прихватив девять оленей и нехитрый скарб, он отправился в одиночку кочевать по тайге. Девять оленей До распада СССР семья Леонида жила в тайге, соседствуя с одиннадцатью такими же местными эвенкийскими общинами. - В то время лес был заселён. Все работали на совхоз и держали свои стада. Каждую неделю прилетал вертолёт, чтобы забрать спиленные панты – покрытые молодой кожей рога северного оленя и мясо, - рассказал он ИА «Хабаровский край сегодня». – Они же детей отправляли на учебу в интернаты, а летом возвращали домой на каникулы. Леониду 32 года, но он хорошо помнит, как затухала традиционная жизнь коренного народа. Все меньше детей после окончания школы возвращались в лес, заядлые кочевники старились, те, кто помоложе, отправлялись на «большую землю» искать лучшую долю. - Перебрались в село Нелькан и мои родители. Осталась держать стадо только старшая сестра с мужем. Они до сих пор живут в тайге в 400 км от Аяна, воспитывают четырёх детей, - рассказывает он. – Я же, отучившись семь лет, многие годы не мог найти себя. Работал вахтовым методом на деляне, на стройках, но все время чувствовал – не мое это. Душа стремилась туда, где жили и работали мои предки. Поэтому и отпуска все проводил в лесу, там, где раньше был наш лагерь и где осталась лишь полуразвалившаяся избушка. Охотился, рыбачил. Исполнить мечту Леониду помог председатель правления семейной общины «Лантарь» Андрей Карамзин. Он, загоревшись идеей сохранения традиционной культуры собственного народа, написал проект на конкурс Фонда президентских грантов и выиграл. Добавил свои деньги, купил девять северных оленей, обустроил базу «Морскую», что в 70 километрах от Аяна. Один против всех Оленей эвенк разводит для воспроизведения стада. Они уже давно не средство пропитания. Уход за животными – основа жизни кочевника. - Зимой ищешь место для стойбища, где тонкий снежный покров и достаточно пропитания. Летом каждые две недели меняешь местность, а значит, кормовую базу, передвигаясь верхом на быке. Так называют объезженного в трёхлетнем возрасте самца. На самках-важенках перевозишь небольшой скарб – палатку, постель, продукты, - рассказал Леонид. Нередко тропы пастуха пересекаются с хищниками. - В конце апреля важенки начнут телиться. В это время, чтобы уберечь приплод от проснувшихся медведей, буду круглосуточно находиться неподалёку от загона, держа наготове ружье, - говорит пастух. - Помню, в прошлом году медведь подошёл и уселся на пастбище, начал размахивать лапами, пытаясь поймать разбегающихся телят. В этот момент я пальнул в воздух, спугнул. Но спасти животных удаётся не всегда. Помню, задавила медведица важенку. Ее неокрепшего телёнка пришлось забрать в свою палатку, вскармливать из бутылки. Полакомиться оленьим мясом не прочь и волки. - Раньше их отстреливали с вертолётов. Сейчас, чтобы избежать внезапных нападений, приходится каждое утро делать обход местности, изучая следы, - рассказал Леонид. - Только так можно понять, удалось ли избежать неприятного соседства. В жаркое время животных приходится оберегать и от назойливых насекомых. На месте пастбищ охотник разводит небольшие дымокуры, отгоняющие оводов. Чтобы прокормиться, Леонид регулярно устраивает охотничьи вылазки. Питается кочевник в основном тем, что пошлёт природа - приготовленным на костре или сырым замороженным диким мясом, а также засоленной рыбой. Несколько раз за сезон Леонид выезжает к поселению, чтобы закупить муку, крупы, масло и сахар. При этом лес полон добычи, мягко говоря, далеко не всегда. Иногда ради пропитания приходится серьезно рисковать. - Был май, голодное время. У каймы вскрывающейся реки заметил следы лося, ведущие в сторону противоположного берега, - вспоминает он. - Верхом на быке медленно въехал на лед, и спустя несколько десятков метров мы вместе с оказались в проруби. Барахтались, стараясь зацепиться за острый край. Удалось выбраться. Лыжи и ели Вечерами у костра или лампы Леонид читает книги. Одна из любимых, например, повесть Григория Федосеева «Злой дух Ямбуя». Многое, говорит, из описанного там быта северян ушло в прошлое безвозвратно. - На ногах у меня удобные сапоги, а не унты. Уже никому не обойтись без современной техники, электрической пилы, например, а наши предки все делали руками, - рассуждает он. – Но кое-какая житейская мудрость предков все же помогает лучше, чем все новомодные приспособления. Так, например, от отца и деда узнал, лучший материал для создания лыж - ельник. Тогда изделие будет прочным, но лёгким. Есть свои премудрости и в создании нарт. Их нужно мастерить из высушенной над огнём берёзы, крепко обвязывая доски верёвкой, сплетённой из шерсти сохатого. Намоченный после этого материал разбухнет и намертво скрепит части. Самая большая мечта Леонида - стадо из 60 голов. Когда оленей будет много, их можно будет продать тем, кто точно так же мечтает вернуться к традиционному образу жизни. А там, глядишь, и целые кочевые лагеря в лесах опять появятся. Пока, правда, единомышленников у нашего героя нет. Но он надеется, что его пример станет заразительным.