Из чего только сделаны сценаристы? О трудностях профессии и перспективах
"Претендую на субъективизм" - однажды сказал уважаемый мной режиссер Джон Форд, и я пишу субъективные мысли о сфере деятельности, которая стала "моей" по стечению обстоятельств. Неожиданно выяснилось, что первый опыт можно приравнять к Рубикону: как будто кто-то вынул тебя из «тебя», основательно пошарил по всему, что было, чем дышалось, чего хотелось, включая дальние закоулки (то, чего совсем не хотелось), и наполнил заново, основательно переиграв. Мне думается, редкий автор изначально в курсе про такие внутренние перипетии - в каких книжках об этом предупреждают? Первый сюрприз настигает где-то на 15 странице, когда сталкиваешься с тем, что твой персонаж почему-то как будто «живет сам по себе» и вмешивается в сюжет, желая направить в определенную сторону, а не так, как было задумано. Это не очень приятно и по многим причинам, но здесь перед тобой открывается знание, что уже написанное может застопориться, то есть в обозримые сроки сценарий не будет закончен, если отказаться от «сотрудничества». [caption id="attachment_1568682" align="aligncenter" width="558"] wmj.ru[/caption] Разыскав специальную литературу (с трудом, ее крайне мало), сегодня я знаю, что профессия относится к «пограничным», также как и актерская. Области психической деятельности сценаристов и актеров, отношения между автором и историей, воля автора как причина конфликта между ним и сценарием, как история трансформирует автора – это пробелы в современной науке, друзья. С другой стороны, может, пробелы и не случайны? Между прочим, многие мэтры сценарных факультетов заверяют, что научить тех, кто к ним приходит, нельзя. Не дано. Можно лишь заинтересовать, помочь укрепить мотивацию, заложить правильное отношение к внешней критике, etcetera. Но научить нельзя. Из хорошего: в определенный момент приходит знание, что случившаяся необратимая перемена что-то за собой повлечет (и получается как в анекдоте - «Раньше я переживал, что меня могут бросить и забыть, теперь я опасаюсь, что меня могут запомнить и найти»). Нет, ну ладно, вот сейчас без шуток: конечно, бонусы есть. Например, ты начинаешь меньше сомневаться, больше слушать себя, доверяя (потому что по-другому - не доверять себе, ты уже и не можешь). Да ну, есть, есть плюсы. Но! Товарищи женщины, все равно не советую. Лучше замуж. Дом полная чаша и двое прелестных ребятишек. А подождите, где-то сказано разве, что одно исключает другое? Я не слышала, но подозреваю, семья на сценаристов влияет по разному: с кем-то сублимация в творчество, а у кого-то муж. Как повезет. Пусть нам везет! Ладно? [caption id="attachment_1575193" align="aligncenter" width="600"] © AFP 2020/dpa/Patrick Pleul[/caption]