Писательница из рода Толстых и Лозинских
Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого, у которого было семеро детей. Сестра Татьяны Наталия Никитична тоже не чужда литературе: во взрослом возрасте дамы выпустили совместный сборник рассказов "Сёстры" (не написанных в соавторстве, а под одной обложкой тексты Татьяны и Наталии). О вкладе в литературу других потомков знатного во всех смыслах рода широкой публике неизвестно. Татьяна Толстая окончила отделение классической филологии Ленинградского госуниверситета в 1974 году, вскоре вышла замуж за филолога Андрея Лебедева и приехала с ним в Москву. От этого брака родились двое сыновей. Старший — всемирно известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев, младший – фотограф и программист Алексей Лебедев, постоянно живущий в США. Юная Татьяна Толстая. Фото: sobaka.ru Путь в большую литературу для Татьяны Толстой начинался… с работы корректором в Главной редакции восточной литературы издательства "Наука". "На фоне" работы в издательстве Татьяна Толстая дебютировала как литературный критик в журнале "Вопросы литературы". Для того, чтобы начать писать художественную прозу, ей потребовалось серьезное испытание: операция на глазах. Писательница не раз публично повествовала о том, как начались ее рассказы: в 1982 году пришлось сделать операцию, чтобы вернуть зрение. Технологический уровень медицинского вмешательства тогда оставлял желать лучшего: Толстой пришлось долго восстанавливаться, скрываясь от дневного света. "Так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла", - признавалась она. С невозможностью читать долгое время реабилитационного периода Татьяна Толстая связывает то, что в ее уме стали складываться собственные истории. Когда зрение восстановилось, их осталось только записать. Первым появился на свет рассказ "На золотом крыльце сидели…", который Толстая написала в 1983 году. В том же году его напечатал ленинградский журнал "Аврора". Впоследствие современное литературоведение признало этот рассказ одним из лучших литературных дебютов "восьмидесятых": его с равной теплотой восприняли и читающая публика, и специалисты. Как отмечали критики, относительно недлинный текст был выразительным калейдоскопом детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям таинственными и сказочными персонажами. Фото: ozon.ru То, что начать творить помогла Татьяне Толстой временная практически слепота, звучит мистически, но убедительно. Все творчество писательницы доказывает, что на реализм она смотрит через призму сюрреализма, на якобы простые житейские вещи – как на череду неслучайных событий – следствие предначертания или выбора пути. И во всех рассказах Татьяны Толстой, даже в тех, которые сюжетно и стилистически похожи на "женскую прозу", на истории о любви, семейной жизни, взаимоотношения членов одной семьи (как правило, несчастливые), с материальным миром плотно соседствует ирреальность. Даже в первом рассказе "На золотом крыльце сидели…", который, казалось бы, мог написать любой автор – ведь у всех есть детские воспоминания о летнем отдыхе, даче, соседях, приятелях – сад детства становится дорогой в сказку, а комната соседа – дворцом властителя этого невероятного мира: "Дядя Паша уже знает, ждет, распахнул заветную дверь в пещеру Аладдина. О комната! О детские сны! О дядя Паша – царь Соломон!" Тем удивительнее и горше для выросшей рассказчицы, что "царь Соломон" дядя Паша погиб жалкой смертью, и еще более унизительным оказалось его посмертное существование в виде урны с прахом – неродным людям хлопотно было возиться с погребением… Тема смерти – одна из ключевых в ранних рассказах писательницы. Первый сборник Татьяны Толстой под названием "На золотом крыльце сидели…" вышел в 1987 году. Это было литературное событие: проза Толстой была разительна непохожа на ту, которую предлагала советская литература – очень личная, очень образная, написанная вычурным, порой чрезмерно эстетизированным языком, напоминавшем о Серебряном веке. Критический цех разделился на два лагеря – сторонников и "противников" прозы Толстой. Последние упрекали ее в "густоте" письма, в перегруженности текста образами, из-за чего много сразу не прочтешь, в шаблонности и придуманности историй. Но как бы там ни было, с первым же сборником рассказов Татьяна Толстая заняла свое место в ряду современных писателей. Впоследствии ее Толстую "приписали" к так называемой "новой волне" в литературе. Определение вошло в обиход с легкой руки искусствоведа и телеведущего Виталия Вульфа, который поставил в один ряд с Толстой других писателей "новой волны" – Бориса Акунина и Виктора Пелевина, а объяснил их сходство так: талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости. Иллюстрация к роману "Кысь". Фото: Яндекс.дзен В 1990-х годах Татьяна Толстая несколько лет жила в США, где преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор и некоторых университетах и писала для американских журналов, в том числе таких известных, как New York Review of Books, The New Yorker и др. От проживания в Америке одним из самых ярких ее впечатлений остался эмигрантский русский язык, насыщенный англицизмами до комических оборотов. Не исключено, что эти "подслушанные" словосочетания обогатили орнаментальный слог Татьяны Толстой. Период 1990-х для автора был расцветом журналистской деятельности, но и литературу она не оставляла. В 2000 году у Толстой вышел первый роман "Кысь" – антиутопия о жизни на земле после атомной зимы. В представлениях Толстой мир после такого потрясения стал похож на страшную народную сказку. Книга стала чрезвычайно популярной, в том числе для инсценировок в театре. В том же году были изданы ещё три книги: "День", "Ночь" и "Двое" (последний – тоже с рассказами сестры Наталии). По итогам всех этих литературных высказываний Татьяна Никитична получила приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации "Проза" и литературную премию "Триумф". А вскоре ей открылась дорога на телевидение. Дебютировала на "голубом экране" Толстая в передаче "Основной инстинкт". Но, безусловно, самым ярким и запоминающимся телепроектом с ее участием было литературное ток-шоу Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой "Школа злословия". Оно выходило сперва на канале "Культура", потом на НТВ, и было удостоено премии "ТЭФИ", в категории "Лучшее ток-шоу". Это было убедительное доказательство того, что о литературных вопросах (по распространенному убеждению, отвлеченных, умозрительных, понятных только "высоколобым") можно говорить с широкой аудиторией так, что будет интересно, внятно и увлекательно. Школа Злословия. Фото: youtube.com В 2010-е годы Татьяна Толстая обратилась, как и ее великий дед, к творчеству для детей и в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой выпустила первую детскую книжку "Та самая Азбука Буратино", восходящую к "Золотому ключику", адаптированному Толстым для советских детей. По признанию Татьяны Никитичны, замысел этой книги она вынашивала 30 лет – в ней подробно описывается Азбука, которую продал Буратино, чтобы посмотреть на представление кукольного театра. А в прошлом, 2019 году вышел в свет сборник "33 отеля, или Здравствуй, красивая жизнь!", созданный вместе с публицистом Сергеем Николаевичем и состоящий из реальных анекдотов, происшедших в отелях со знаменитыми людьми. Авторы "не пощадили" себя, а также написали о гостиничных приключениях Дениса Драгунского, Людмилы Петрушевской, Виктории Токаревой и других культовых персон. Что в очередной раз подтверждает: для настоящего писателя нет запретных или малозначительных тем. "Та самая азбука Буратино". Фото: labirint.ru Редакция "Ревизора.ru" поздравляет достойную продолжательницу рода Толстых и Лозинских с днем рождения и желает неиссякаемого вдохновения и новых интересных книг на радость читающей публике.