Войти в почту

Герман Гессе. В вечных поисках равновесия...

Судьба с рождения наделила Германа Гессе необычным, но кажется столь необходимым для него фундаментом, на котором он будет кропотливо, в течение всей жизни пытаться искать решение тех проблем, что он перед собой поставит... Даже если мы возьмемся коротко пересказать биографию Гессе, нам придется упомянуть очень многие вещи. Мальчик родится в семье миссионеров, его отец − Иоганнес Гессе, по долгу службы некоторое время проведет в Индии. Своего сына (второго по старшинству из четырех детей в семье) он с раннего детства отправит учиться сначала в миссионерскую школу, затем в христианский пансионат, (уже здесь Гессе начинает писать, рисовать, учиться играть на музыкальных инструментах), в возрасте 14 лет юноша отправится учиться в семинарию в монастыре Маульбронн... Фото: www.мудростьвеков.рф ...Весной следующего же года он пропадет из монастыря, его найдут неподалеку, спящим в стогу сена, отношения с профессорами и друзьями ухудшатся, его состояние будет ухудшаться, Герман Гессе останется в одиночестве. Родители отправят его в лечебно-исправительное учреждение, после Гессе попробует продолжить обучение в гимназии, но и здесь долго не задержится, он устроится учеником в типографию, будет помогать отцу в миссионерском издательстве, работать механиком на часовой фабрике... И в 1895-м бешеный круговорот наконец остановится − Гессе попадет помощником продавца в книжную лавку. На сэкономленные деньги в 1899 году, будучи 22-летним юношей, Герман Гессе издаст свои первые книги: сборник стихотворений "Романтические песни" и сборник рассказов "Час после полуночи". Эти публикации останутся незамеченными, но все же дадут ему вступление в литературную жизнь. Фото: anti-screamers.fandom.com Так начнется действительно насыщенная, драматичная жизнь великого писателя, и она не будет скупа на события и дальше, вскоре Гессе организует свой журнал, посвященный проблемам культуры, отправится в путешествие в Индию, вернувшись, поселится в Швейцарии. С началом Первой мировой войны, желая в рядах добровольцев отправится на фронт, Гессе будет признан негодным для службы по состоянию здоровья, тогда он станет сотрудничать с посольствами, принимать участие в работе социальной службы по оказанию помощи немецким военнопленным. 1916 — 1917 годы станут, наверное, самыми трудными для Гессе, он будет тяжело переживать смерть отца и обострившееся психическое заболевание жены, находясь на грани нервного срыва Гессе пройдет с Йозефом Лангом десятки сеансов психоанализа, уедет, спасаясь от окружающего его ужаса, в итальянскую Швейцарию, где будет писать согретые южным солнцем акварели, а затем, в 1921 году вновь вернется к сеансам психоанализа, на этот раз − с самим Карлом Юнгом. Стоит сказать, за свою долгую жизнь Гессе будет трижды женат, и только последний брак, в который писатель вступит в 1931 году, можно назвать счастливым. Фото: www.discogs.com В 1942 году часть его произведений запретят на территории рейха, полностью запретят публиковаться в газетах. А уже весной того же самого года будут дописаны последние строки романа "Игра в бисер", над которым писатель работал последние одиннадцать лет. В 1946 году Гессе получит Нобелевскую премию, в 1951 году выйдет первое в Германии издание романа. После этого он больше не напишет крупных произведений, через 20 лет после создания величайшей игры − писатель уйдет из жизни. И это только те штрихи, которые можно назвать основными в его портрете. Пройденный им путь с трудом можно отождествить с гармонией, может потому он так отчаянно и упорно будет добиваться ее в своих произведениях. И искомое спасение он мыслит, конечно, по-немецки − в объединении противоположностей. Фото: vk.com Хотелось бы сосредоточить внимание на последних произведениях Гессе, на их материале поговорить о его пути к гармонии и единству, а точнее − о нескольких ступнях, которые нужно пройти и на каждой из которых нужно найти свой баланс. Об этом, на мой взгляд, его последние произведения, каждое − ступень на лестнице, часть непрерывающегося пути. В романе, с которого хочется начать, а именно − в "Степном волке", вышедшем в 1927 году, этот поиск будет замкнут на внутренней жизни личности и строиться на архетипах Юнга. Архетипы − иначе, образы, сложившиеся еще в глубокой древности, и постепенно накапливающиеся в коллективном бессознательном последующих поколений. Они передаются нам с рождения, по наследству, и мы имеем с ними дело, даже если не подозреваем об этом. Если вы читали "Степного волка", то помните один из главных конфликтов романа, в его герое − Гарри Галлере с трудом пытаются ужиться две части его личности: человек и волк. Поэтому он считает себя сумасшедшим. Речь здесь, конечно, о метафорическом волке, о том, что живет внутри каждого из нас, или, по Юнгу, об архетипе Тени. Если совсем просто, то Тень представляет собой относительно отдельную, неподвластную нам часть нашей личности, и содержит все то, что личность не может принять в себе из-за кажущейся абсолютной несовместимости с имеющимися представлениями о себе. Вот он, наш волк Гарри Галлера. Фото: francisk2010.livejournal.com Человек, осознавший, что внутри него есть Тень, враг в нем самом, вступает в конфликт, из которого, по Юнгу, должен в конечном счете выйти целым. Противоположности обязаны соединиться и превзойти себя в едином целом. Об этом и пишет в "Степном волке" Герман Гессе. Первая гармония − единство и равновесие внутри себя самого. Вслед за "Степным волком", в 1930 году свет увидит роман "Нарцисс и Златоуст", в нем Гессе будет рассматривать уже новый конфликт. Писатель будет сталкивать два пути понимания мира: рациональный и эмоциональный. Здесь можно проследить тему "аполонического и дионисического" духов, сформированную, конечно, под влиянием Ницше, и вновь архетипические структуры Юнга, а именно, так называемый "мужской" и "женский" ум. Два персонажа романа представляют собой диаметрально противоположные взгляды на мир: Нарцисс − это логика, наука, рассудительность, порядок, он представляет собой "мужской" ум, а Златоуст − природу, страсть, непостоянство, эмоциональность, то есть "женский" ум. Свой путь к познанию самих себя и мира они тоже, конечно, проходят совершенно по-разному. Фото: illustrators.ru И снова Гессе мастерски показывает, как эти две противоположности прекрасно дополняют друг друга, хотя и предписывает им разные пути к познанию мира и себя самого. Писатель говорит нам о том, что обретение полного и гармоничного познания мира возможно только при объединении этих двух подходов. Вот и вторая гармония − единство и равновесие во взаимодействии с внешним миром. "Паломничество в страну Востока", изданное в 1932 году, и являющееся, по сути, подготовкой к написанию "Игры в бисер", поставит перед нами новый срез проблемы. Главный герой книги рассказывает нам о паломничестве, в которое он отправился вместе с неким Орденом, о паломничестве на Восток, который в этом произведении − не географическая точка, да и строго говоря не точка вообще, это путь к познанию жизни, к юности души. Во время паломничества этот путь герою не суждено было завершить, но Орден вновь появится в его жизни, когда герой будет думать, что он уже давно не существует. Орден появится, чтобы напомнить ему о третьей гармонии − о стремлении к единству с Создателем. Фото: latovar.ru Вершиной на этой лестнице, которую по мысли Гессе должен пройти каждый из нас, станет "Игра в бисер", впервые изданная в 1943 году в Швейцарии. Пытаться описать любое из произведений Гессе в паре абзацев − преступление, но когда речь заходит о величайшей игре, задача и вовсе становится невозможной. Но мы, как и в предыдущих случаях, постараемся сосредоточиться только на главном, ведь поиски гармонии у Гессе отнюдь не заканчиваются после его паломничества. Игра в бисер − интеллектуальное занятие для знатоков культуры, попытка приблизиться к универсальному языку культуры, сочинить метатекст, пронизать все интеллектуальное достояние человечество множеством нитей. Фото: fineartamerica.com Повествуя об игре в самом общем виде, Гессе говорит, что можно усмотреть общие черты в математике и музыке, от них перейти к литературе, потом к законам природы, − или в любом другом порядке, потому что все имеет некоторую общность, все связано и, проводя параллели, опытный игрок в бисер мог легко уходить в бесконечные комбинации. И, важно знать, речь не о простой аналогии, а о том, что уходит куда глубже, о том, что кажется находится в сфере невыразимого. Такова игра. Ее приверженцы собираются на игры в вымышленной провинции Касталии − стране интеллектуалов, отделенной от всего остального "настоящего" мира. В Касталии − самые престижные учебные заведения, именно в одно из таких и попадает в раннем возрасте главный герой Йозеф Кнехт. И долгое время он пребывает в восторге от открывшихся перед ним возможностей. Фото: illustrators.ru Но Гессе вовлекает его в конфликт, который будет трансформироваться на протяжении повествования. Его основные точки: споры с юношей Дезиньори, который в противоположность Кнехту будет отстаивать ценность "настоящего", обычного мира за пределами интеллектуальной Касталии, затем появится и восток, а точнее − практики восточных медитаций, они научат Кнехта тому, что действие всегда должно сочетаться с созерцанием, иначе либо твой дух, либо твое тело ослабнут. И, пройдя вместе с героем длинный путь, описанный в романе, Гессе выйдет на четвертую гармонию, и на этот раз, она будет касаться уже даже не одного человека. Теперь Гессе не хочет искать гармонии для человека в мире, он хочет уравновесить, ни больше ни меньше, весь этот самый мир. Четвертая гармония Гессе − единство и равновесие культуры и цивилизации; высот, которых может достигнуть человеческий Дух, и плоти и крови мира; небесного и земного. Духовное без телесного − пусто и не имеет смысла, телесное без духовного − отвратительно. Поиски гармонии выводят писателя за пределы человеческой личности. Фото: illustrators.ru Такую лестницу предлагает пройти каждому из нас Герман Гессе. Как уже говорилось, в 1946 году писатель получит Нобелевскую премию с формулировкой "За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль", и после "Игры в бисер" больше не напишет ни одного крупного произведения. Фото: illustrators.ru Трудно сказать, нашел ли Гессе ту абсолютную гармонию, путь к которой он описывал в своих произведениях, но можно сказать, что он оставил нам бесценный маршрут, с которым, конечно, можно не согласиться, или который можно посчитать недостижимым, но с которым нельзя не познакомиться. Однозначно, если вам не хватает опоры под ногами, − попробуйте обратиться к Герману Гессе.

Герман Гессе. В вечных поисках равновесия...
© Ревизор.ru