Владислав Листьев. "Взгляд" двадцатилетних

Сегодня, телевидение для подавляющего большинства молодых людей уходит или уже ушло в прошлое, как изживший себя срез культуры. Оно проигрывает в гонке с интернетом, как с точки зрения интереса для молодежи, так и с точки зрения своей актуальности. Фото: cont.ws Но так было не всегда. Конец 1980-х начало 90-х годов можно смело назвать "золотыми годами" телевидения. В этот период появляются и активно развиваются новые форматы и жанры, которыми сейчас никого не удивишь. Человек быстро адаптируется к нововведениям и его впечатлительность ослабевает. Но каждый раз, оглядываясь в прошлое, которого мы не застали, необходимо уметь вживаться в те обстоятельства и контексты, чтобы почувствовать гул времени. Фото: news24-7.ru Кажется, будто никакой разницы нет, в 1987 году люди жили теми же надеждами и боролись за те же идеалы свободы, правды, любви, но тогда они воспринимались иначе, более остро, наверное. В тот же год на экраны выходит культовый фильм "Асса" Сергея Соловьева, в финале которого Виктор Цой исполняет "Хочу перемен! ". Именно это и делал Листьев со своими коллегами, когда создавал "Взгляд", а потом и остальные программа под эгидой компании "ВИД". Фото: vk.com Они хотели перемен, и они их осуществляли. Взять хотя бы скандальный сюжет от 21 апреля 1989 года, когда Марк Захаров впервые в истории телеэфира высказался о необходимости захоронения Владимира Ильича Ленина. Сейчас говорить можно что угодно, а главное как угодно, и это совсем другой вопрос. Но тогда, чтобы подобное заявление могло просто прозвучать с экранов телевизоров, нужна была смелость. То телевидение, которое мы имеем сегодня, мало похоже на эпоху "Взгляда", как минимум, просто потому, что больше нет Листьева и нет той атмосферы, когда казалось, что возможно всё, что новая жизнь вот-вот переступит порог каждого дома. Фото: kino.rambler.ru Оценить вклад Листьева в сегодняшнюю культуру сложно, просто потому что объем слишком велик. А всё, что осталось нам, двадцатилетним, от этого человека — это лишь передача "Поле чудес", которую неизменно (для нас) ведет Леонид Якубович, и которую каждый смотрел, будучи ребенком. Отношение к программе и тогда было скорее снисходительно-сдержанное. Для многих до сих пор неясно, как Листьев мог участвовать в создании такой диаметрально противоположной "Взгляду" по жанру передачи. Но в том-то, наверное, и заключается его феномен. Владислав Листьев умел качественно и интересно сделать любую работу, воплотить любой проект без оглядки на мнения. Фото: yandex.com От программ "Час пик" и "Тема" не осталось ничего, а "Звездный час" после смерти Сергея Супонева тоже как-то растворился в телевизионной сетке вещания. Получается, что до нас дошла только забавная телеигра с неизменным "сектор приз на барабане... " ? Нет, мне кажется, что в реальности до нас дошло гораздо больше. Как минимум мы получили определенную долю свободы через наших родителей, которые льнули к экранам каждую пятницу на протяжении более чем десяти лет, даже уже после того, как не стало самого Листьева. Пронзительно точной и сейчас кажется цитата из "Огонька" : "Потому что вместе с ними, смелея от пятницы к пятнице, мы учились говорить не кухонным шепотом, а вслух: в СССР всё-таки есть секс, у капитализма тоже бывает человеческое лицо, рок-н-ролл жив, Чернобыль не авария, а трагедия…" Фото: ozon.ru Если спросить в 2020 году молодых людей, знают ли они кто такой Листьев — большая часть из них, к сожалению, скорее всего, ответит "нет", или скажет, что где-то слышали. Странно, как быстро история стирает имена людей из сознания нового поколения. Обаятельный, но уже несколько старомодный мужчина в фирменных подтяжках и с неизменными усами смотрит нас из далеких 80-х и 90-х. Фото: shkolazhizni.ru И хотя многие из тех, кому уже есть двадцать лет ничего о нем не могут сказать, несомненно одно — то сознания, дух свободы и возможности, которые есть у нашего поколения появились не без помощи Листьева и остальных не менее талантливых ведущих, авторов, режиссеров… Просто судьба сложилась так, что именно Владислав Листьев стал олицетворением того небольшого, но очень важного переломного кусочка истории. Наверное, он смог это сделать потому, что умел дарить людям искренние, неподдельные эмоции, которые находили отражение в сердцах и мыслях людей. Мнения о его профессиональных качествах разнятся. Кто-то его ругает, а кто-то превозносит. Но дело здесь даже не в качествах, не в правильности подходов, а в той энергии и отдаче, которую получали от него зрители. Даже сейчас, смотря "Взгляд" и первые выпуски "Поле чудес" уже не с экранов телевизоров, а с компьютеров и телефонов, невозможно отделаться от ощущения, что Листьев разговаривает именно с тобой. Он умел расположить к себе как никто другой, ему доверяешь. Искрометное обаяние, удивительная простота и непосредственность, которая очаровывает по сей день, вот те качества, которые так привлекали людей во всей стране. Фото: skirun.ru Так что же оставил Листьев своему будущему, которое уже 25 лет живет без него? Мне кажется, в первую очередь, он показал, как можно и как нужно делать свою работу — без оглядки, без страха и, никогда не изменяя самому себе. А что касается всего остального, то здесь, каждый вправе для себя решить, значит ли для него что-то та небольшая эпоха внутри становления новой страны или нет… Однажды Андрей Макаревич посвятил одну из своих песен "ВИДу", которая начинается такими строками: На исходе заката когда-то, Может, год, может, больше назад Как робел я от вашего "Взгляда", Как любил ваш задумчивый "Взгляд"...

Владислав Листьев. "Взгляд" двадцатилетних
© Ревизор.ru