Миллениалы больше не хотят в путешествия. Они хотят мягкий диван и беседку во дворе

Одним из устойчивых последствий Великой рецессии 2008 года стало изменение потребительских предпочтений, люди стали копить не вещи, а опыт. Домовладение, особенно среди миллениалов, потеряло популярность из-за проблем с финансами и изменения ипотечных правил. В то же время рост числа смартфонов, социальных сетей и услуг, таких как Uber и Airbnb, способствовал формированию потребительской культуры, ориентированной на рестораны, путешествия и мероприятия. Пандемия коронавируса вновь перевернет образ жизни. Пока сохраняется социальное дистанцирование и страх перед распространением вируса, люди, вероятно, будут тратить больше на вещи для своих домов, а не на услуги и опыт, связанные с общественными местами и толпами, пишет Bloomberg. Пока нет вакцины от COVID-19, экономика, основанная на личном опыте и впечатлениях, многое потеряет. Неясно, когда вновь будут проводить футбольные турниры, концерты и экскурсии. Рестораны и бары должны будут следовать правилам социальной изоляции. Свадьбы могут быть сокращены, на них будут приглашать лишь членов семьи и близких друзей. Удовольствия от путешествий не будут прежними: риск для здоровья выше, ресторанов и развлечений в городах и странах меньше. В совокупности это будет означать потерю экономического производства и занятости. Для частных лиц это прежде всего значительное сокращение основанных на личном опыте развлечений, на которые можно тратить деньги. Часть этого потерянного потребления может быть сохранена, но изменится вектор. Люди начнут тратить деньги не на занятия вне дома, а на сами дома. Вместо того, чтобы ходить в бары и рестораны или отправиться в отпуск за границу, деньги потратят на ремонт ванной или обновление кухни. Отменены концерты и спортивные мероприятия? Это повод обновить аудиосистему и телевизор. Вместо путешествий можно купить новую мебель или построить беседку рядом с домом. Если дома нет, может быть, пора подумать о покупке. Не зря на днях New York Times заявила, что исключает из своего воскресного номера раздел «Путешествия» и заменяет его разделом «Дома». Те, кого в 20 лет накрыло «экономикой путешествий и впечатлений», стали старше. Они хотят свой уютный дом, а не бесконечные тусовки в барах. Пандемия и самоизоляция это желание лишь подстегнут. Но любой домовладелец объяснит, что покупка дома меняет потребительские предпочтения. Техника нуждается в замене. Пустые комнаты нужно обставить комфортной мебелью. Газоны нуждаются в уходе. Все эти расходы на дом оставляют куда меньше денег на поездки, ужины в ресторане и другие впечатления. Сегодня общество имеет все шансы вернуться к более уравновешенному образу жизни с потреблением, сосредоточенным вокруг дома.