Ужин гурмана: сервисы по доставке продуктовых наборов
Словосочетание «продуктовый набор», которое до недавнего времени у многих ассоциировалось со стариковской авоськой, где скучно покоятся пакет гречки, пачка сахара, бутылка подсолнечного масла и коробка конфет (если набор праздничный), благодаря foodtech-компаниям зазвучало свежо и актуально. Сегодня продуктовые наборы заказывают хипстеры и миллениалы, кастомники и веганы, любители гастрономических экспериментов и сторонники здорового образа жизни. Как это происходит? Очень просто. Вы выбираете одно или несколько блюд (чаще всего сервисы предлагают купить сразу пять разных ужинов на всю неделю), вам привозят все необходимые, удобно расфасованные, продукты, а также пошаговые рецепты с фотографиями и подробными инструкциями, как приготовить, скажем, рыбу с авголемоно и пунталетте или фаршированных вешенками кальмаров. Не придется бежать в магазин за недостающими ингредиентами, выбирать рыбу или мясо, отмеривать на глазок количество масла, сыра или лимонного сока — все уже выбрано, куплено и отмерено за вас. Остается только надеть фартук, встать к плите и почувствовать себя шеф-поваром, который скоро (время приготовления еды из наборов продуктов обычно не превышает получаса) порадует своих гостей (ну хорошо, домочадцев) оригинальным ужином. Заказов становится все больше, сервисы по доставке продуктовых наборов с рецептами («конструкторы еды») расширяют клиентские базы и ассортимент, привлекают инвестиции для дальнейшего развития. По словам Кирилла Дмитриева, генерального директора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ): «Потенциал роста российского рынка продуктовых наборов оценивается на уровне $1 млрд в перспективе 5–7 лет». Чем хороши и как работают foodtech-компании, предлагающие своим клиентам самим приготовить себе на ужин индейку в трюфельном соусе или хека с глазированными овощами и спаржей? Давайте разберемся! А заодно познакомимся с антиктризисными лайфхаками от основателей трех популярных «конструкторов еды». «Шефмаркет» «Шефмаркет» — первопроходец в области доставки продуктовых наборов с рецептами. Сервис придумал в 2012 году Сергей Ашин, выпускник программы MBA Лондонской школы бизнеса. Модель «кулинарного конструктора» Ашин подсмотрел в Европе. В запуск проекта он вложил 6 миллионов рублей, которые пошли на аренду фабрики-кухни, поваров, разработку рецептов и доставку продуктовых наборов первым клиентам. Затем для развития фудтех-стартапа Ашин стал привлекать инвесторов: фонды Moscow Seed Fund и AddVenture, японскую корпорацию Mitsui. «Шефмаркет» доставляет продукты в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и в области — Московскую, Ленинградскую, Нижегородскую. За рецепты отвечают несколько шеф-поваров (готовят и пробуют) и бренд-шефов (придумывают меню), у каждого своя фишка — Судо Тейджиро познакомит с тонкостями японской кухни, Ирина Чадеева научит печь пироги, Пьер Дюкан поделится секретами приготовления легких диетических блюд. Бренд-шефы, среди которых хватает громких имен, стараются каждую неделю вводить в меню несколько новых позиций. Пробный сет от «Шефмаркета» обойдется в 1990 рублей, за эти деньги клиент получит наборы продуктов для трех ужинов на двоих и сможет продегустировать, к примеру, тальятелле с креветками и кабачками в сливочном соусе. Можно выбрать разные меню: оригинальное (3411 рублей), семейное (на 500 рублей дешевле «оригинального», и еда чуть попроще), двадцатиминутное (3231 рубль, каждое блюдо готовится не более 20 минут), сбалансированное (3861 рубль, низкокалорийное, без жирного мяса, соли и сахара). Сергей Ашин говорит: «Хороший стартап даже в кризис растет; скажу вам по секрету, наши темпы роста не снизились ни в период введения санкций, ни при падении рубля — мы просто продолжаем расти на 20–30% в месяц, и все тут. Люди в кризис меняют потребительские привычки, и это является окном прорыва для стартапа. Поэтому… ничего не бойтесь!» Elementaree Сервис по доставке продуктовых наборов с рецептами приготовления блюд Elementaree был запущен в 2014 году, является одним из лидеров в своем сегменте, работает в Москве и Санкт-Петербурге. Карантин пошел Elementaree на пользу — количество заказов с начала года увеличилось в два раза. А Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и компания по переработке овощей Bonduelle объявили о совместных инвестициях в Elementaree для поддержки устойчивого роста перспективного «конструктора еды». У основательницы этого фудтех-стартапа, выпускницы гарвардской бизнес-школы Ольги Зиновьевой большие планы. По ее словам, партнерство с РФПИ и Bonduelle обеспечит компании доступ к самым современным технологиям производства. Привлеченные средства Elementaree планирует использовать для увеличения производственных мощностей, расширения ассортимента меню и географии (в скором времени заказать продуктовые наборы смогут жители Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга и Новосибирска). Elementaree предлагает заказать пробный набор по промоцене. За 1850 рублей вам привезут удобно расфасованные продукты, из которых вы сможете приготовить пять разных ужинов на двоих. Скажем, в понедельник вы попробуете рыбу с зеленым кускусом, во вторник — лазанью, в среду — лапшу с курицей в соусе том ям… В общем, новые вкусовые впечатления гарантированы. Пять лучших ужинов от шефа обойдутся в 2466 рублей. Можно заказывать отдельные блюда (например, шашлык из мраморной говядины за 369 рублей или марокканский овощной суп за 207 рублей), ставить фильтры, выбирая только постные или диетические блюда. Ольга Зиновьева говорит: «Трудности — это большая удача. Потому что умение справляться с проблемами дает мощное преимущество, ведь по стандартной схеме все работает только в 30% случаев, все остальное — сложности и отклонения. Соответственно, тот, кто умеет ими управлять, победит. Если все под контролем, то, скорее всего, это значит, что вы слишком медленно двигаетесь. Так что кризис — признак движения с хорошей скоростью. Развивайте бесстрашие каждый день. Каждый день — это возможность выйти на новый уровень, справиться со своими страхами, научиться новому. Так привычка справляться с трудностями становится частью вашей натуры, и приходящий кризис уже воспринимается не как кризис, а как еще один день с новой возможностью». «Вкус на дом» Сервис «Вкус на дом» в 2014 году основали супруги из Санкт-Петербурга Анастасия Нечаева и Кирилл Пастушин, вложив в дело собственные средства — 700 тысяч рублей. Уже через несколько месяцев после запуска проект, по словам Анастасии и Кирилла, начал приносить прибыль. Заработало сарафанное радио, а основателям «Вкус на дом» удалось привлечь сторонние инвестиции — более 20 миллионов рублей. Сегодня сервис доставляет заказы жителям Москвы и Санкт-Петербурга, успешно развивается и завоевывает доверие все большего числа клиентов. Анастасия и Кирилл рассказывают, что блюда для меню отбираются очень тщательно — сначала еду придумывает и готовит шеф-повар, затем фокус-группа из сотрудников компании дегустирует каждое блюдо и выставляет ему оценки. Если средний балл высок, блюдо попадает в меню, после чего набор продуктов и пошаговый рецепт отправляют тестировщику, который пробует приготовить все в домашних условиях и вносит корректировки. И только после этого стартуют продажи. Можно выбрать особенное, правильное, простое или домашнее меню. Набор продуктов из «особенного» для приготовления пяти разных блюд на две порции каждое обойдется в 3790 рублей. За эти деньги можно попробовать фаршированного кальмара с картофельным пюре и горошком, стейк из индейки с печеными овощами, цыпленка с кускусом. «Домашнее» чуть дешевле (2790 рублей) и проще. Можно дополнить заказы пирожными картошка (750 рублей за 6 штук) или другими десертами. Действует система бонусов и скидок. Анна Нечаева, Кирилл Пастушин говорят: «Карантин — отличный повод приготовить что-то новое, что раньше вы могли пробовать только в ресторане или кафе. А миссия нашего сервиса — показать, что дома можно готовить вкусно и с удовольствием. Попробуйте сделать кухню сердцем дома, возродить традиции теплых семейных ужинов, так будет легче преодолеть трудности. Нашу самую первую доставку мы собирали нашими собственными ручками. Заснув после двух суток непрерывной работы, мы решили, что это какой-то ад. Трудно? Да. Но дорогу осилит идущий». Конечно, ужины, приготовленные из продуктов, самолично купленных в магазине, получаются немного дешевле, чем те, что «сконструированы» благодаря фудтех-сервисам. И все же… «Конструкторы еды» набирают популярность. Дело в том, что они не только экономят время, но и, главное, делают нашу жизнь интереснее и разнообразнее, вырывают из круга рутины, когда на ужин мы привычно готовим то рисовую кашу, то сырники. А черные спагетти с чесночными креветками не пробовали? А ростбиф с вишней? Это будет уже не скучный домашний ужин, а настоящее гастрономическое приключение. Автор: Наталья Сысоева