Как прошла объединенная "Ночь вне музея"

Самарский филиал Третьяковской галереи начал трансляцию с экскурсии по зданию фабрики-кухни. Открытие филиала планируется в "Ночь музеев" в 2022 году. Здание фабрики-кухни — большое пространство с высокими потолками, которое вскоре станет системой выставочных залов. Во время экскурсии члены команды филиала рассказали зрителям об особенностях создания нового проекта. Так, главный архитектор проекта Виталий Стадников рассказал, почему его привлекло здание фабрики-кухни, и чем оно ценно для Самары: "Оно было самым загадочным. Честно говоря, через него я, в большей степени, даже познал классическую архитектуру, потому что, если пройти, посмотреть, вы узнаете здесь театр "Олимпико". Эта история очень хорошо показывает, что здание совершенно разнообразное, оно гораздо глубже, чем просто некая конструктивистская стилизация. Это вовсе не конструктивизм, это гораздо больше. Сам автор, Максимова, имеет преемственность к дореволюционной школе. Ее брат являлся одним из известнейших авторов неорусского стиля в Петербурге, и, в общем-то, слияние традиций и новаций, так сказать, в виде того, что сюда, в этот серп и молот, засунуть некий конвейер, сначала по производству еды и кормления, а теперь конвейер по производству культурных ценностей, показывает совершенную уникальную универсальность этого пространства". Перемещаясь по зданию будущего филиала, зритель попадает на территорию серпа, где находятся три больших выставочных зала. Общий объем пространства превышает 2000 кв. метров. Здесь сотрудник филиала, Константин Зацепин, специалист по выставочным проектам, более подробно пояснил, что символизируют серп и молот: "Это здание подобно загадке без ответа. Потому что, кроме формы, архитектор, по сути, не оставил нам ничего. Эту загадку нам нужно разгадать. Мы полагаем, что через два символических кода можно дать ответ на этот вопрос. Первый код, собственно говоря, — символический. Символика молота и серпа. Этот символ общеизвестен, но имеет долгую, можно сказать, уходящую в тысячелетия, историю. Второй код, который мы должны здесь учитывать, это, конечно, русский авангард. Мы видим как круг — серп, накладывается на молот — крест. И тот индустриальный цикл, знаком которого является фабрика-кухня, как некий двигатель, который непрерывно циркулирует, чтобы питать своей энергией тысячи людей, работал, питаясь энергией русского авангарда. Помня о связи серпа со временем, мы конструируем нашу политику, как связь прошлого и настоящего. Цель, которую нам хотелось бы здесь осветить, — это, конечно, вдохновлять". "Мы возвращаемся в центральную часть, и здесь, как раз, можно увидеть большое количество колонн. То, как было сделано перекрытие, очень важно, потому что это все оригинальные вещи, которые будут сохранены при помощи уникальных технологий", — продолжает экскурсию директор филиала Михаил Савченко. На данный момент идет усиление конструкций здания путем работы с оклеечной арматурой. Такое решение предложили инженеры из центральных научных реставрационных мастерских, и это первый прецедент, когда в Самаре используется такой способ усиления здания конструктивистского периода. Однако здание будет привлекать посетителей не только тем, что внутри, но и тем, что снаружи. Команда Третьяковской галереи придумала концепцию благоустройства, в том числе и сквера Памяти Борцов Революции. Все заросли и пустырь, которые находится за фабрикой-кухней, превратят в новый постиндустриальный ландшафт. В продолжении экскурсии участники проекта смогли узнать от сотрудника филиала, Николая Кислухина, как здание строилось первоначально. А специалист по образовательной деятельности, Дарья Волкова, сообщила, что будет происходить в дальнейшем в резиденции художников и образовательном центре. В завершение, члены команды филиала Третьяковской галереи, воспользовавшись тем, что здание пока только строится, написали на листочках пожелания для будущих посетителей, художников и новых работников и забетонировали их в маленькой коробке в кирпичную стену. Галерея "Виктория" на "Ночь музеев" приготовила своим зрителям викторину об искусстве. В этот раз она была посвящена искусству, созданному в условиях самоизоляции. Условия викторины заключались в следующем: участникам давали 10 вопросов и около минуты на размышление. Викторина проходила на канале YouTube в разделе "Интересные сообщения", где участники писали свои варианты ответов. Для участия в викторине игрок должен был быть зарегистрирован на канале. Ведущим выступил куратор галереи и культуртрегер Сергей Баландин, который быстро выявлял победителя и строго следил за предоставленным игрокам временем на размышление. Задания давали по картинкам и фотографиям, представленными на экране. Первый участник, отгадавший правильный ответ, получал в подарок книгу. Самарский литературный музей предоставил зрителям возможность очутиться в усадьбе, принадлежавшей семье писателя Алексея Николаевича Толстого. Сам Толстой провел здесь два года своей жизни, когда учился в Самарском реальном училище. После революции усадьбу национализировали, а в советское время в ней располагались коммунальные квартиры. К столетнему юбилею писателя в 1983 г. в Куйбышеве решили открыть посвященный ему музей. Жителей коммуналок расселили, а на усадьбе восстановили квартиру, в которой Алексей Толстой жил с семьей. Квартиру восстанавливали по воспоминаниям его сводной сестры Александры Пермяковой. Алексей Толстой жил в этой квартире с 1899 по 1901 год. Сейчас мемориальная квартира является гордостью Литературного музея — здесь посетители могут почувствовать особую атмосферу рубежа 19-20 веков. Эту историю и многое другое из биографии Толстого зрители смогли услышать в начале экскурсии. Алексей Толстой был человеком своего времени. Однако вопросы, которые возникают при обращении к его жизненному опыту, актуальны и сегодня. Незадолго до начала карантина члены команды Литературного музея успели открыть новый зал экспозиции, посвященный Алексею Толстому. Работа над этим проектом длилась год. В центре выставки находятся четыре вопроса, которые в прошлом столетии возникали перед Алексеем Толстым и которые человечество задает и сегодня. На предложенные вопросы появляются соответствующие пять ярких образов Алексея Толстого: модернист, эмигрант, советский писатель, трудоголик и гедонист. В выставке представлено множество различных текстов, таких как воспоминания современников о Толстом, его собственные письма, публицистика, художественные тексты. Все пять образов писателя сотрудники музея постарались представить с помощью масок и костюмов. Гостей площадки Горький центр в "Ночь музеев" удивили необычной игрой. Заведующий отделом литературы 20 века Никита Кузнецов, оказавшись на территории бывшего военного городка, сборного пункта Красной армии, на ул. Чернореченской, 8, где располагается девять домов и девять корпусов фактически за одним и тем же адресом, предложил посмотреть на обыденные вещи "необычным" взглядом. Двор выглядит типичным, но не многие догадываются, что в этом месте создается особый замкнутый мир. "Сейчас время, на самом деле, переходное, когда нам нужно быть наготове, — рассказывает Никита. — Как только мы сможем все спокойно выйти из карантина на улицы, мир больше не будет прежним. Мы должны переосмыслять его, в том числе, свое привычное окружение. И я хочу показать пример, как можно это сделать". Далее зрители смогли погрузиться в игру, в которой участник представлял, что он пользуется редактором карт. Во многих компьютерных играх есть зоны, где должны располагаться те или иные предметы и, чтобы довести игру до конца, необходимо назвать и написать историю этих предметов. Так участники проекта находили совершенно нетипичные вещи в типичных дворах и должны были придумать, откуда они там взялись. В Музее Модерна программу вечера разбили на три основные темы. Первой стало обсуждение новостей 1920 г., поиски параллелей и новых открытий. Второй частью стала экскурсия с сотрудницей Музея модерна Галиной Зыбановой по особняку Курлиных. И третьей — разговор с идеологом "Том Сойер Феста", градозащитником Самары, Андреем Кочетковым про городскую среду и "бремя" модерна. Вечер в Музее модерна начался с разговора сотрудников музея Ильи Саморукова и Елены Жидковой с историком Николаем Кислухиным о событиях 100-летней давности. Участники беседы старались проанализировать изменения в культурной жизни с тех времен до наших дней. Позже Галина Зыбанова рассказала о принципе проектирования усадьбы Курлиных, сопровождая это черно-белой и цветной съемкой самой усадьбы. "При посещении музея московские коллекционеры называют Самару столицей мирового модерна", — обобщила Галина.