Фото с историей. Как Пугачева с генеральшей за пентхаус спорила
Эта фотография сделана в мае 1979 года в Ленинграде, в фойе гостиницы «Прибалтийская». Валерий Плотников, автор снимка, поделился с нами воспоминаниями, связанными и с теми временами, и с Аллой Пугачевой, с которой дружил много лет. – У нас в то время были чудесные отношения с Аллой, и я много фотографировал и ее, и Кристину. «Прибалтийскую» Алла тогда любила больше всех других питерских гостиниц, у нее был там «свой» номер – большой двухэтажный люкс, где была не только гримерная и гардеробная комната, но и рояль для репетиций, – вспоминает Валерий Плотников. Отель, таланты и поклонники В тот день, 30 мая, был сольный концерт Аллы Пугачевой в Ленинградском БКЗ, и Алла вместе в Кристиной, которой только что исполнилось 8 лет, спустились из номера в фойе, уже, как говорится, при полном параде. – Они обе были в полном осознании своей обворожительности. А Кристина в нарядном платье с открытыми плечами явно чувствовала себя совсем взрослой. Уже тогда было видно, что она очень гармоничный человек, в котором не было никакой деланости, ничего искусственного. И ее никогда не приводила в смятение мамина слава. Кристина всегда была самодостаточна, и была в ней и какая-то прибалтийская инаковость, которую я хотел чуть подчеркнуть, чтобы на фотографии была загадочная взрослеющая принцесса, – говорит Плотников. – Где я нашел эти гладиолусы, уже не помню. Видимо, там же, в фойе. По воспоминаниям фотографа, в «Прибалтийской» Аллу все любили. А ей очень нравилась местная атмосфера, как в западных фильмах, когда постоялец-завсегдатай заходит в бар отеля и небрежно говорит: «Мне, как обычно», не сообщая, сколько сахара класть в кофе и нужны ли сливки. Это была еще совсем новая гостиница, которую построили шведы, и всё там было шведское, не советское, и поскольку она была на окраине города, то вообще воспринималась какой-то отдельной маленькой страной на берегу залива с чайками, белыми парусами и красивыми людьми. – Я-то давно Аллу знаю. И, как и она, хорошо помню времена Мосэстрады, когда артистов заселяли в убогие гостиницы с крохотными номерами и с туалетом в конце «колидора» и с холодной водой из рукомойника. Ну а здесь Алла нашла достойные условия. Аллу обожали всесоюзно и безусловно – до криков восторга. Так обожали только Аркадия Райкина, Андрея Миронова, Мишу Боярского и Высоцкого. Конечно, каждый артист мечтает о славе и любви, но среди обожателей Аллы были и совсем уж сумасшедшие, и она тихо их ненавидела, но никогда этого не показывала. А я, – улыбается Плотников, – ее подначивал: «А как ты себе это представляешь? Что кто-то во фраке, бабочке и цилиндре, вежливый и с манерами, смиренно подает тебе после концерта букет твоих любимых желтых роз и тихо удаляется в туман? Нет, они визжат, они тебя хватают – словом, они себя ведут, как нормальные эстрадные фанаты. Тут надо решать, чего ты хочешь – или тебя рвут на куски, или безвестность». Вот Алла и любила этот отель на отшибе за то, что туда точно никто не ворвется. Любила до того случая, пока ей не решили напомнить, что она такая же, как все, – то есть «никто». Это было проявление обычной совковой спеси со стороны администраторши, которая перед приездом Аллы нарочно заселила в ее номер другого постояльца. Нечего, мол, выёживаться, перебьешься и в маленьком. Без рояля. Ну и Алла, конечно, тоже тогда вспылила. Баня, пентхаус, Саша Пугачев – Алла в то время была со своим новым мужем Сашей Стефановичем, который был моим другом детства, – погружается дальше в прошлое Валерий. – Помню, как она получала ту квартиру на Тверской – точнее, это был пентхаус, где сейчас живет Кристина. В том же доме, где жил Марк Захаров, кстати. Получила эту квартиру во многом благодаря сообразительности Саши Стефановича, или, как я его в шутку называю, Саши Пугачева. Да он и сам тогда, чтобы сократить путь до цели, представлялся: «Алло, это муж Пугачевой». Всегда срабатывало. – А как Пугачева в те годы ухитрилась заполучить пентхаус? Она же все-таки певица, а не генсек. – Она получила эту квартиру от государства. Сначала ей дали смотровой ордер, и вот они с Сашей приезжают в этот дом, а там предлагали только последний этаж. А в те времена считалось, что первые и последние этажи – это плохо. Но Саша все мгновенно просчитал. Дом престижный, квартира роскошная, он сразу сообразил, как сделать лестницу на крышу и обустроить пентхаус, как в Нью-Йорке. Но вот беда, на эту квартиру положила глаз жена какого-то генерала. И пока она раздумывала до понедельника, Саша понимает, что счастье – вот оно и ковать его надо быстро. Мчится в контору в пятницу, где оформляются документы на квартиру, и говорит: «Девочки, Алла срочно уезжает на гастроли, и надо оформить прямо сейчас!» Девочки, конечно, под впечатлением! И быстро оформляют квартиру на Аллу Пугачеву. Саша Пугачев мог обскакать кого угодно. С таким-то козырем в кармане! У Саши были громадные планы на комфортную жизнь в этом пентхаусе. «Старик, старик, – говорил мне Саша, – мы там сделаем сауну, открытый бассейн и шашлыки будем жарить!» И мы даже гнали из Питера в Москву «Жигули»-«копейку» с багажником, набитым отборными финскими булыжниками. Стефанович ни за что не хотел, чтобы в их финской сауне были «левые, подмосковные каменюки». Фото с историей. Как Эрнст с Пугачевой спелся Маникухи и Филипп – Вы помните, как познакомились с Пугачевой? – Я тогда жил в Перелыгино на даче Льва Кассиля, это было очень статусное место, и ко мне в то лето стал приезжать Саша Пугачев. А Саша был большой любитель женского пола и обожал «маникух» (так он называл манекенщиц). И вот каждые выходные он приезжал с новой и говорил: «Старик, познакомься, маникуха Лена» – или Света, или Лара, я их всех знал, поскольку сотрудничал с журналами мод. И вот как-то уже в конце лета приезжает Саша с очередной девушкой и отводит меня в сторону: «Старик, молчи, про маникух ни слова!» И знакомит с новой девушкой: это Алла. Ну, Алла и Алла... А несколько месяцев спустя, когда уже гремела песня «Арлекино», выяснилось, что это Алла Пугачева. Ну а спустя время мои фотографии Аллы стали легендарными, по крайней мере одна уж точно. Помню, как в начале 80-х все черноморское побережье, а потом и пол-России ходило с пластиковыми сумками, где на одной стороне был мой Миша Боярский, а на другой – Алла Пугачева в красном балахоне от Славы Зайцева. Это было потрясающе. Я, правда, не получил ни копейки за это. А мог бы стать Биллом Гейтсом, если бы в нашей стране были другие законы. – Ну а потом? – А потом мы как-то с Аллой разошлись. У нее была своя жизнь, у меня своя, не менее бурная, ну и к тому же был с моей стороны какой-то глупый поступок, о котором я, признаться, жалею. Это было весной 94-го, когда Алла выходила замуж за Филиппа Киркорова. У нас были еще замечательные отношения. И Филипп, тогда уже жених Аллы, приехал в Питер, где у него был недельный тур. Все семь дней он собирал полный БКЗ! Я ходил на эти концерты, и Алла тоже была там. Филипп, это было видно, пел только для нее. И было видно, что это не наигрыш, не пиар-ход, это было настоящее обожание. А в конце тура Алла сказала: «Валера, мы хотим с Филиппом пожениться, и я хочу, чтобы ты снял нашу свадьбу». И какое затмение на меня нашло, я не знаю! Ну да, я знал нескольких мужей Аллы, но выходить ей за Филиппа или нет, решала только она. Но чем-то мне Филипп не пришелся. Заклинило прямо! И я не поехал на свадьбу. Я себя клял потом нещадно. Валера, говорил я себе, ты идиот? Это Алла выходит за Филиппа – твое какое дело? Я, конечно, был не прав. Но время не вернешь. Марта Могилевская: Пугачева ревновала ко мне Челобанова * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №17-2020 под заголовком «Пентхаус для Аллы».