Прощайте, визитки и рукопожатия: об этикете после пандемии
Некоторые формы этикета неизбежно претерпят изменения из-за коронавируса даже после окончания пандемии. Так, из жизни могут надолго исчезнуть рукопожатия и прочие формы физического приветствия, считает кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС Нина Шевчук. «Пандемия уже внесла свои коррективы в правила общепринятого во многих странах этикета. Это касается в первую очередь рукопожатия, от которого нам пришлось отказаться. И теперь не протянуть руку для приветствия больше не будет признаком дурного тона, а, напротив, таким признаком будет, если вы первым инициируете рукопожатие или тем более приветственные объятия и поцелуи», — убеждена Шевчук. При этом она не согласна с мнением ряда экспертов о том, что рукопожатия могут исчезнуть из современного этикета навсегда. «Я не думаю, что мы откажемся от рукопожатий совсем, это временное явление. Однако сложно сказать, насколько быстро люди смогут вернуться к привычному ритму жизни, справиться со своими страхами и избыточной мнительностью. Возможно, на это понадобятся годы», — считает доцент. Какие-то альтернативные методы приветствия — касания ступнями, локтями или плечами — не приживутся, уверена Шевчук, так как они не увеличивают дистанцию между людьми, а сокращают её. По мнению Шевчук, сложившаяся эпидемиологическая ситуация изменила и отношение людей во всем мире к рекомендации носить маски в общественных местах. Деловой этикет тоже не станет исключением. Доцент предполагает, что многие работодатели и после окончания пандемии продолжат проводить совещания или важные встречи с помощью мессенджеров, и это не будет считаться чем-то неприличным. «Кроме того, такой атрибут делового человека, как визитная карточка начнёт, использоваться реже. Ведь если раньше не предложить визитку при знакомстве было признаком дурного тона, то теперь это вполне нормально. Более того, целесообразно поинтересоваться у вашего собеседника, есть ли у него страница в социальных сетях, и уточнить, будет ли ему удобно, если свои контакты вы направите туда», — считает Шевчук. Эксперт подчеркнула, что в эпоху развития цифрового или мобильного этикета возникают и другие, не «коронавирусные» правила, которых тоже придется придерживаться. «Сегодня, к примеру, не все соблюдают правило телефонного звонка в нерабочее время. Совершенно недопустимо звонить кому-либо до девяти утра и после восьми вечера, и это важно знать каждому современному человеку. Исходя из новых правил, также стоит воздерживаться от голосовых сообщений, потому что их прослушивание не всегда удобно оппоненту. Необходимо помнить, что главной задачей любого вида этикета остается уважение к другим», — добавила она.