Автор конкурса юных чтецов «Живая классика» Марина Смирнова: подростковая литература дает пищу для размышлений
Фонду «Живая классика» уже более десяти лет, на его счету организация крупных литературных фестивалей, конкурсов, мероприятий. Самый известный проект, которым занимается фонд – это Международный конкурс юных чтецов «Живая классика», проходящий в России уже девятый год, в том числе и в Удмуртии. По правилам конкурса подростки от 10 до 17 лет читают отрывки из прозы, которые оцениваются по специальной бальной шкале. Ежегодно в конкурсе участвуют около 2,5 млн школьников со всего мира, он проходит четыре месяцев в шесть этапов: классный этап, школьный, районный (городской), региональный финал, затем лучшие чтецы регионов попадают в лагерь «Артек» на Всероссийские отборочные этапы, а его победители выступают на Красной площади в Москве. Удмуртия была одним из немногих регионов страны, где конкурс проходил очно. Однако из-за ситуации с коронавирусом далее его впервые перевели в онлайн-формат – детей оценивали по присылаемым ими видеороликам. Смену в «Артеке» отменили, ребята получат путевки в лагерь после отмены режима самоизоляции в России. Выступление конкурсантов на Красной площади также находится под большим вопросом. Возможно, оно тоже состоится в онлайн-формате. Полуфинал и финал конкурса «Живая классика», прошедший 16 мая, состоялись в режиме онлайн – дети выступали в прямом эфире, и сразу получали комментарии и оценки жюри. Несмотря на такой формат, конкурс не потерял своей масштабности. Подробнее о Международном конкурсе юных чтецов «Живая классика» в эксклюзивном интервью ИА «Удмуртия» рассказала его автор и литературовед Марина Смирнова. – Марина, Фонду «Живая классика» более 10 лет, одноименный Международный конкурс юных чтецов уже проходит в девятый раз. Как появилась идея создания этого конкурса? Что изменилось за эти годы, какой прогресс? – Конкурс чтецов появился в Санкт-Петербурге в 2011 году. На самом деле, подобный конкурс уже существовал в Германии более 50 лет. Его придумал детский писатель Эрих Кестнер. Идея была в том, чтобы дети читали друг другу любимые книги, а остальные их слушали и им бы тоже хотелось эти книги прочитать. Ребята делились любимыми книгами, читая прозу. Я думала, что такой конкурс у нас не пройдет. Но в 2011 году конкурс оказался востребованным. И петербургские школьники начали учить тексты наизусть, стали читать какие-то невероятные произведения. Мы, организаторы, этого не ожидали, что 6-классники начнут читать Булгакова. Дети выбирали произведения сами. И их выбор был интересным! Кто-то читал «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, кто-то – «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Но было понятно, что это не те книги, которые им рекомендуют в школе. Детям было чем поделиться и читают они классно. У нашего конкурса появилась театральная составляющая, которой не было в Германии. Наши участники читали наизусть, хотя правила этого не предполагали. Когда дети стали выступать на сцене, то собрались зрители, которые слушали и смотрели. Стало понятно, что это очень зрелищно. И тогда было принято решение сделать конкурс всероссийским, потому что в 2011 году стали стихийно подключаться города и было около 20 тысяч участников. Хотя у нас не было какой-то пиар-компании, мы не слишком сильно продвигали конкурс. Мы хотели попробовать. Когда организаторы осознали количество участников, то стало ясно, что этот конкурс востребован, надо его продолжать. Тогда было принято решение запустить конкурс по всей стране. Все регионы России в 2012 году поучаствовали, было больше 2 миллионов конкурсантов. То есть страна довольно тотально вовлеклась в это. В те годы участвовали только 6-классники. Потом конкурс рос. Присоединялись участники постарше, бывшие конкурсанты росли – мы расширяли возрастные границы. Поняли, что «Живая классика» – это еще и такое детское сообщество, потому что ребята проходят этапы, начинают дружить, им хочется дальше что-то делать вместе. Затем к конкурсу присоединились другие страны. Сейчас в нем участвуют представители 85 государств. Даже организовываем телемосты между российскими городами и другими странами. Например, у Ижевска в 2019 году был телемост с Великобританией, в этом году – с Донецком. Это возможность наладить связи с совершенно другими ребятами. Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» проходит так: классные этапы, потом – школьные, затем – районные, далее – региональные, после которого 500 человек едут в лагерь «Артек». Дальше суперфиналисты выступают на открытой сцене на Красной площади в Москве, где большой зрительный зал и огромное количество камер. – Как Международному конкурсу юных чтецов «Живая классика» удается оставаться актуальным и сегодня, в 2020 году, учитывая то, что многие дети предпочитают вместо чтения книг проводить время в интернете и со своими гаджетами? – Во-первых, конкурс должен постоянно развиваться. Если он не будет никак меняться, то через какое-то время проект умрет. Создатели и организаторы Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» очень много общаются с подростками и спрашивают у них: «А что вам нужно?». Во-вторых, все-таки подростковая литература очень увлекательная. Если ребенка даже заставили поучаствовать в конкурсе, то он видит читающих ребят и думает: «А что, такие произведения существуют?». Потому что подростковая литература имеет очень острую проблематику. В ней есть все, что угодно: развод родителей, отношение с учителями, влюбленность, одиночество, дружба, буллинг (травля). Подростки в такой литературе настоящие. Можно понять, что произошло с героем. Современная подростковая литература она не то чтобы нравоучительная, в ней нет черного и белого. Такая литература дает пищу для размышлений. Когда кто-то узнает о существовании таких книг, то их становится интересно дочитать. В том числе и потому, что истории произведений касаются тех, кто их читает. Есть уроки литературы, в рамках которых нужно прочитать произведения. Порой дети думают, что эти произведения не имеют к ним отношения. И здесь важен талант учителя, сможет ли он объяснить или нет. Сейчас просто бум классной подростковой литературы и российской, и зарубежной. Там сразу понятно, что это про тебя. На сайте Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» есть программа индивидуального подбора книг для подростков в виде проективного теста. В нем нужно придумать персонажа, его возраст, имя, его мечты, стремления. В зависимости от ответов появляются варианты произведений. После этого находится та книга, которая максимально похожа на описываемого персонажа и соответствует жизненной ситуации. Сейчас в системе загружено 300 произведений. Фактически, человек советуется с книгой, которая подбирается специально для него. – Произведения каких авторов больше всего пользуются популярностью у участников Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»? – У нас есть список ТОП-100 самых популярных книг, он есть на сайте. Еще каждый год делаем список «запрещенки». В них попадают самые популярные произведения. Мы за них снижаем баллы, потому что не хотим, чтобы из года в год читали одно и то же. В список «запрещенки» попадают хорошие авторы, чтобы в конкурсной программе появлялись и работы других писателей. В «запрещенный» список попали произведения Юрия Яковлева, Виктора Драгунского, Аркадия Аверченко, Тэффи. Также там может оказаться популярная военная проза. Например, «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева. В «запрещенку» попадает и другая литература таких авторов, как Марина Дружинина, Ксения Драгунская, Тамара Крюкова, Нина Дашевская. В программе конкурса очень много произведений этих вышеперечисленных писателей. Еще обычно происходит – кто-то читает на Красной площади текст и побеждает с ним. На следующий год этот текст читают уже массово. Поэтому произведения, которые читали победители, оказываются самыми популярными. – Как сделать так, чтобы не заставлять читать ребенка, а чтобы он сам захотел взять книгу в руки? – Здесь надо очень угадать. Может ребенок сам в руки не возьмет произведения Михаила Зощенко. Поэтому надо подобрать текст, который подойдет подростку. Не надо давать ребенку книгу с мыслю: «Ты что, не сможешь осилить произведения Марселя Пруста? На, читай». А он совсем к нему не готов, не созрел для этого чтения, не захотел его. Подростку нужна другая динамика, завернутый и закрученный сюжет. Хочет детективы или фантастику читать, а ему Пруста дают. Очень важно не отбить интерес к чтению книгой, которая может не подойти. Человек в каждом возрасте до чего-то дорастает: первые до произведений Эрнеста Хемингуэя, вторые – до Эриха Марии Ремарка, третьи – до Драгунского. Здесь нужно просто угадать, что нужно читать в конкретный момент. Кому-то нужен короткий, но увлекательный рассказ, который принесет огромное удовольствие. Другие хотят читать триллер. Для того, чтобы дети полюбили чтение, очень важно угадать с произведениями, мне кажется. Можно навсегда отбить у ребенка интерес к чтению, если ему постоянно подсказывают, советуют и дают не то. И наоборот, если угадать с книгами, то он и дальше будет читать. – Как дети решают, что они сами хотят участвовать в конкурсе? Или их все-таки заставляют родители? – Их могут и заставлять. Многие конкурсы и построены, что ребят «сгоняют» на них. Всегда есть процент участвующих по собственному желанию. У кого-то есть своя мотивация. Например, путевка в «Артек», какой-нибудь приз. Иногда дети участвуют в Международном конкурсе юных чтецов «Живая классика», чтобы их заметили. Многие после него хотят поступить в театральный вуз. У всех разная мотивация. На самом деле, для нас не так важно заставили ли ребенка участвовать в конкурсе или нет. Важно, чтобы он получил какой-нибудь эффект от этого. Такие конкурсы, как «Живая классика», полезны хотя бы для того, чтобы дети приобрели навыки выступления на публике. Это полезно ребенку, даже если его заставили участвовать. Когда участники приходят на конкурс и слушают других конкурсантов, то их цепляют какие-нибудь произведения. Если такое происходит, то это значит, что конкурс выполнил свою задачу. – Марина, нравится ли вам, как сейчас преподают литературу в школах? Необходимо ли менять школьную программу или нужно оставить все как есть? – У нас даже единой школьной программы не существует. Кто-то преподает литературу, как историю литературы. Все знают даты, кто когда родился. Но дети не понимают, как это к ним относится. Иногда литературу преподают, как теорию литературы. Ребенок знает, что такое эпитет, метафора, фабула, но он опять не понимает какое отношение это имеет к нему. Еще в литературе в школах преподносят герменевтику – анализ текстов, кто-то преподает предмет в виде «чтения вслух». Еще литература, я считаю, – это урок психологии. В первую очередь, это урок про жизнь, про человека, про модели поведения различные. То есть, это возможность «наступить на чужие грабли» и дальше не свершать этих ошибок или выбрать для себя какой-то другой путь. Я считаю, что книги, которые прочитал человек, определяют его жизненный маршрут. Я для себя составляла список книг, которые я прочитала, и думала о том, что из меня получилось. Понимаю, что не прочитав «Педагогическую поэму» Антона Макаренко когда-то, то я, наверное, не стала бы педагогом, мне никогда бы не захотелось им быть. Но прочитала ее и стала педагогом. В «Евгении Онегине» Татьяна и Онегин фактически ровесники школьников, которые изучают это произведение. Но дети, когда читают его на уроках литературы, часто этого не понимают. И им кажется, что «Евгений Онегин» – это что-то абсолютно не про них. На самом деле, тексты анализировать очень интересно. Интересно понимать, что за ним стоит, расшифровывать его, осознавать какие-то явления, представлять себе быт того времени. Но сначала нужно все-таки начать с психологии, с истории автора и какое отношение она может иметь к собственному жизненному опыту читателя. – Можете ли вы посоветовать книги, после прочтения которых у каждого ребенка проснется любовь к чтению? – Книги есть для разного возраста. В каждом возрасте нужно читать разную литературу. Нет такой одной книги, которую все должны прочитать и полюбить чтение. Я начала читать активно после прочтения «Четвертой высоты» Елены Ильиной, я хотела быть похожа на героиню повести. Еще я в 5-м классе прочитала полное собрание сочинений Артура Конана Дойла. В его произведениях был увлекательный сюжет, который цеплял. Еще отмечу произведения Александра Беляева – «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». Я бы порекомендовала всем ученикам с 5 по 7 класс «Поллианну» Элинор Портер. Это очень светлая книга. Она, на самом деле, очень помогает. Я считаю, что такие книги довольно универсальны. Они нужны. Но дальше надо смотреть пол, возраст, кто чем увлекается, кого какая проблематика интересует. Еще я любила фантастику. Мне кажется, что прочитать в 12 лет «Стальную крысу» Гарри Гаррисона – это то, что должен сделать каждый, потому что это супер увлекательно. Но это мой опыт. Ведь кто-то не любит фантастику или детективы, а любит психологическую литературу. Здесь надо подбирать. – Чем вас ежегодно удивляют участники Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» и есть ли вообще что-нибудь такое, чем они могут вас удивить? – Меня удивляют новые литературные открытия, когда читают новые тексты, когда это делают по-разному. Например, пьесу «Наташина мечта» читали по-разному. В этом году ее открыли и как-то все начали ее читать. Мы обсуждали этот текст, это было очень интересно. Когда его читали вслух, все это делали по-разному: кто-то с сочувствием к главной героине, кто-то с пониманием. – Чем еще занимается фонд «Живая классика» помимо организации одноименного Международного конкурса юных чтецов? Сотрудничает ли фонд и конкурс с какими-либо региональными фестивалями юных чтецов? – Я считаю, что чем больше таких конкурсов, тем лучше. Не должно быть никакой монополии. У фонда есть проект «Всероссийская школьная летопись» – это возможность для детей попробовать себя в роли писателей и вместе с одноклассниками написать и издать самую настоящую книгу в жестком переплете. Если это все будет записано, если дети будут каждый год писать текст про себя, то ребята смогут смотреть, как они развивались, какими были в разном возрасте. Дети вместе придумывают что хотят написать, как будет называться их книга, сами подбирают иллюстрации. Фактически, каждый пишет 2-3 страницы текста, как школьное сочинение. Ребенок каждый год будет получать книгу, написанную им и его одноклассниками. Он будет видеть свое взросление, как меняется его язык, как меняются собственные поставленные цели, как меняются одноклассники. Идея в том, чтобы была «Всероссийская школьная летопись» в электронном виде и туда можно было зайти, набрать любое слово, и посмотреть насколько часто дети его употребляют в разных регионах и разном возрасте. Например, «счастье». Тут можно делать исследования и в материальной культуре, и в психологии о том, какие проблемы интересуют подростков, как меняется их язык. А для ребенка это возможность просто сохранить свое мировосприятие в разном возрасте, попробовать себя в роли писателя и поставить настоящую книгу к себе на полку. В Удмуртии в этом проекте участвовали 35 классов, которые написали по одной книге каждый. Но я думаю, что количество участников будет еще значительно больше. – Какое будущее и перспективы вы видите у конкурса? – Я надеюсь, что будет Всероссийский день чтения вслух, когда читать будут все – и малыши, и взрослые на разных площадках: в больницах, в пожарной части, в общественном транспорте и все это будет проходить во всех регионах. Единый день, когда все те, кто хочет почитать, будут это делать. Я мечтаю об этом, конкурсу «Живая классика» исполнится 10 лет, юбилей. Возможно, снимем фильм. Сейчас записываем социальные ролики «Умным быть круто» с участием звездных артистов и их детей, которые покажут на телеканалах «Муз-ТВ» и «Ю» и в интернете. Проект будем развивать по-разному, будем работать с блогерами, рассказывать о книгах, которые интересуют детей. Справка Марина Смирнова – автор Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», литературовед. Лауреат молодежной премии «Триумф» (2008 год), премии «Гражданская инициатива» (2013 год); Имеет награды за проект «Всероссийская школьная летопись»: Лучшая практика Агентства стратегических инициатив (2017 год); Лауреат премии профессионального мастерства «Ревизор» (номинация «Инновационный книжный проект» (2018 год); Лауреат премии «Сделано в России» за проект «Живая классика» Интервью с Мариной Смирновой состоялось до введения в России режима самоизоляции.