Памяти Иосифа Бродского: «Brodsky 50» — Morton Street
Корреспондент РИА «Время Н» пообщался с создателями уникального проекта «Brodsky 50». Ровно 30 лет назад — 24 мая 1990 года — фотограф, журналист и продюсер Наташа Шарымова, знавшая поэта еще по Ленинграду, сняла на видеопленку празднование дня рождения Бродского в его нью-йоркской квартире на Мортон-стрит. До сих пор видеозапись не была опубликована. Буквально через несколько дней ленту можно будет увидеть. Корреспондент РИА «Время Н» пообщался с создателями уникального проекта «Brodsky 50» — живущей в Нью-Йорке Наташей Шарымовой и нижегородским видеохудожником, литератором Дмитрием Степановым. «Я не очень-то доверяю разумным логическим объяснениям. И говорить о том, что я хотела бы сохранить память об ушедших друзьях и времени, мне кажется слишком пафосным, — рассказывает Шарымова. — Может быть, виртуально познакомившись с видеохудожником Дмитрием Степановым, я почувствовала возможность адекватно воссоздать атмосферу вечера на Мортон-Стрит». Результатом совместных усилий она называет «миражом в кубе»: «Это точка зрения Наташи Шарымовой 1990 года, ее же — тридцать лет спустя — и Дмитрия Степанова, который занимается видеоискусством; хотелось бы, чтобы вибрации этих трех авторов совпали и затронули сердца», — говорит Шарымова. Знакомство Степанова с легендарной журналисткой и фотографом, как это часто бывает, произошло случайно и закономерно. Сначала они обсуждали возможность создания анимационных работ на основе изображений, которые Шарымова создавала в течение последних 15 лет. Но однажды, между делом, у них зашел разговор о Бродском. «Наташа рассказала мне, что у нее лежит несмонтированное и ранее неопубликованное видео, — говорит Дмитрий. — На том дне рождения Иосифа Бродского присутствовала литературная элита того времени: поэт Дерек Уолкотт, писатель и эссеист Сьюзен Зонтаг, издатель Роджер Страус, поэт Марк Стрэнд, издатель и переводчик Эллендея Проффер, писатель Юз Алешковский, писатель Сергей Довлатов, писательница Людмила Штерн, художник Михаил Беломлинский, скульптор Мишель Жерар, фотограф Энни Лейбовиц и многие другие». Вскоре они пришли к пониманию того, как превратить любительскую съемку в законченное визуальное высказывание. По словам Степанова, было решено, что видео будет существовать в двух вариантах: десятиминутный скетч и интерактивная версия на его основе, в которой содержатся основные биографические и библиографические сведения о гостях этого вечера. «Одно из основных переживаний в работе над проектом — это ощущение соприкосновения, практически тактильного, с ярчайшими представителями уже ушедшей эпохи, — делится впечатлениями от работы Дмитрий. — Видео было снято Наташей на любительскую VHS-камеру, и когда я вижу на нему уже ушедших великих Сьюзен Зонтаг, Сергея Довлатова и Марка Стренда, мне начинает казаться, что я сам стою среди них. Кроме ушедших, я вижу и тех, кто жив и продолжает заниматься поэзией и искусством в качестве уже признанных сообществом деятелей культуры и искусства, как, например, поэта Марину Тёмкину и скульптора Мишеля Жерара, которые не очень давно приезжали с творческими встречами в ЦСИ „Арсенал“, куда я приходил их послушать как зритель». Сейчас, по словам Шарымовой, внутренний двор и садик на Мортон-стрит, 44 изменился: выросла березка, которой не было при Бродском. Разрослись кусты. Все приобрело, на ее взгляд, какой-то запущенный вид. «Каким был в тот вечер Бродский? — вспоминает она. — Веселым, беззаботным, щедрым. Насколько я знаю, он нежно любил поэтов Дерека Уолкотта и Марка Стрэнда, и был счастлив видеть их у себя». Позже Дмитрий Степанов сравнит свою работу с психологическим дрейфом: «Во время работы — да, точно дрейф по квартире на Мортон-стрит, где жил поэт. Я словно бы прикасаюсь к той кирпичной стене, на фоне которой сделано много известных фотографий, и на которой висят фотографии Анны Ахматовой и Уинстона Хью Одена, столь важных для творческого становления Бродского. Вот я вижу на окне дисковый телефон, вот урна в виде большой банки кока-колы, вот пустая комната, ставшая таковой из-за переезда на другую квартиру. Вот Юз Алешковский читает стихотворение в этой пустой комнате, ставшей импровизированной съемочной студией для Наташи. Однако, пожалуй, самое важное здесь в том, что работа над видео происходит непосредственно в общении с Наташей, которая сама являлась одним из основных деятелей творческой среды и создавала её вместе с остальными». Кстати, одно время в квартире Бродского жила какая-то итальянка, рассказывает Шарымова, и все жильцы дома были недовольны тем, что их постоянно беспокоят любители поэзии. «Как я помню, хозяин дома Эндрю Блейн и все соседи возражали против того, чтобы на фасаде была установлена памятная доска, посвященная Бродскому, который здесь прожил, немного-немало, почти 17 лет. В былые годы во дворике царила дружески-соседская атмосфера: вместе пили кофе, стреляли сигареты, праздновали дни рождения и болтали. Эндрю Блейна уже нет, но доска на доме так и не установлена». Мировая премьера проекта состоится 24 мая 2020 года на ютуб-канале книжного магазина Глобус (Сан-Франциско). (12+)