Кто присмотрит за искусством

Министр культуры Ольга Любимова рассказала, как будут работать после отмены карантинных мер музеи и галереи. Конечно, там будет дезинфекция, дистанцирование. И, что печальнее всего, возраст работников музейных залов не должен будет превышать 65 лет. А это значит, из них исчезнут знаменитые смотрительницы, которые казались такими вечными и незыблемыми, как копия Давида Микеланджело в Пушкинском музее и Царь-колокол в Кремле. Ведь по нынешним временам — что такое 65 лет? Средний возраст практически. Помню, пошли мы с учениками в Третьяковку смотреть жанровую живопись XIX века. Дети очень ее любят, потому что похоже на комиксы, только интереснее. У «Сватовства майора» они расшумелись, отыскивая на картине главного героя. И вдруг мы услышали голос откуда-то сбоку: «Тише, ребятки». Перед нами стояла дама преклонных лет. Она не выглядела строгой, лицо ее не выражало вообще никаких чувств, однако она не поленилась покинуть свой стул в другом конце зала, чтобы нас утихомирить. Я не смогла ей возразить: действительно, зачем лишняя суета, когда кругом столько шедевров. Каждое полотно — как портал в глубину веков, из которого на нас с укором смотрят люди, жившие без анестезии и антибиотиков, изображенные художниками, умевшими рисовать гораздо лучше современных. Сегодня в некоторых галереях посетители вообще сидят на полу и даже говорят по телефонам. Никакого почтения к искусству! И сами не просвещаются, и других отвлекают от возвышенных мыслей. В московских музеях такого, конечно, не встретишь. У нас пока что преобладает чувство благоговения перед шедеврами, во многом благодаря нашим музейным весталкам. И вот теперь они уйдут на пенсию. А кто будет говорить: «Воду нельзя», «Не трогайте ограждение», «Выключите вспышку»? Кто будет проницательно и строго глядеть сквозь весь зал? Кто будет незримо оберегать эту торжественную атмосферу, ради которой мы и стремимся в музеи, которую не сымитируешь никакими 3D-технологиями? Молодые дамы до 65? Может быть. Но я буду очень скучать по настоящим музейным смотрительницам. Хотя, возможно, Павлу Федотову, автору «Сватовства майора», понравилось бы, как мы с детьми живо обсуждаем его произведения почти через два века после смерти художника.

Кто присмотрит за искусством
© Вечерняя Москва