Домашний Орозо айт: как мусульмане Кыргызстана отметили праздник в условиях карантина?

Орозо айт для мусульман Кыргызстана – долгожданный праздник. По традиции в день, когда заканчивается священный месяц Рамазан и 30-дневный пост, многие семьи готовят богатый стол – дасторхон – с разнообразными национальными блюдами. Угощением делятся с родственниками и соседями. Но в этом году Духовное управление мусульман не рекомендовало ходить в гости и принимать гостей на праздник. Эпидемическая ситуация может выйти из-под контроля, а вспышка инфекции коронавируса – повториться. Верующих призвали оставаться дома. Верховный Муфтий страны Максатбек ажы Токтомушев обратился с праздничной речью на местных телеканалах в день праздника. Однако в Совете улемов отметили, что домашняя молитва на Орозо айт не заменит традиционный айт-намаз. Он непременно должен быть коллективным. Председатель Совета улемов Фархат Юнусов сказал, что альтернатив быть не может. «По нашему традиционному пониманию ислама, намаз проходит только в мечети. Но, к сожалению, из-за пандемии мусульмане не смогли коллективно совершить эту молитву. Поэтому для нее в реалиях нашего времени, исходя из того, что мы придерживаемся ханафитского мазхаба, у нас нет альтернатив. Поэтому мусульмане, придерживаясь правил карантина, просто находились дома», – сказал Юнусов. Несмотря на введенный в стране режим чрезвычайной ситуации по коронавирусу, многие люди не воспринимают всерьез санитарные требования. Так, во время административных рейдов мэрии не раз штрафовали кафе Бишкека. Заведения принимали мусульман после захода солнца на Ифтар. Кроме того, в последние десять дней поста на улицах Бишкека можно было часто увидеть детей, которые пели традиционный «Жарамазан» – песни – прошения милостыни. Дети подходили к прохожим и стучались в дома с просьбой угостить их сладостями или дать мелочь. Председатель Совета улемов Фархат Юнусов считает это недопустимым не только с точки зрения сложной эпидемической ситуации, но и некорректным по отношению к исламу: «К исламу это не имеет никакого отношения. Это, скорее, народная традиция. Ни в одной священной книге не говорится о таком ритуале. Поэтому здесь идет смешение традиций и религиозных обрядов. Путать этого не стоит. Хочу обратиться ко всем родителям, кто исповедует ислам: объясняйте детям религиозные постулаты верно. А в условиях эпидемии категорически запрещайте им ходить по домам. Это опасно!» Мусульмане-волонтеры За время священного месяца Рамазан в стране появились волонтерские группы, инициаторами которых выступили мусульмане. Известно, что тот, кто не может по каким-то причинам держать пост, но верует в Аллаха, может искупить это помощью нуждающимся. Так, некоторые мусульмане решили оплатить процедуры гемодиализа больным. Такая услуга стоит в стране 1000$ за месячный курс. Людям с почечной недостаточностью также нужны витамины. Известная активистка и журналистка Ассоль Молдокматова инициировала создание «Штаба добра». Добровольцы, присоединившиеся к движению, собирали продуктовые наборы и нашли медицинский центр со специальным аппаратом для очищения крови. Как отмечает Молдокматова, желающих помочь было много: «С первых дней карантина я инициировала создание «Штаба Добра», который на сегодняшний день объединил более тысячи волонтеров по всей стране. Ко мне обратилась глава ассоциации гемодиализных пациентов с просьбой помочь в первую очередь продуктами». А вот бизнесмены совместно с издательством мусульманского журнала «Умма» трансформировали ежегодную акцию «Шатер Рамадана». Обычно «Шатер Рамадана» – это место, куда в течение священного месяца каждый нуждающийся может прийти и получить горячее питание. В этом году, чтобы не получилось скопления народа, продукты питания доставляли на дом. Координатор проекта Бекжан Джусупов говорит, что люди с огромной благодарностью принимали помощь. «Были люди, которые готовили дома ночью. Делали булочки. Одна семья сделала маленькие наборчики для разговения. Маленькая девочка, как мама сказала, всю ночь готовила. Сделала финики, конфеты, сухофрукты. И таких 150 штук. Помимо этого люди доверяли нам свои денежные средства. У мусульман есть несколько видов подати. К примеру, фитр садака. Верующие приносили деньги нам, а мы закупали продукты для многодетных семей», – рассказывает Джусупов. В основном, мобильный «Шатер» ездил по жилмассивам близ Бишкека. Там большое количество многодетных семей, чьи кормильцы за время карантина лишились работы. Благодаря добрым сердцам волонтеров и спонсоров, многие семьи мусульман смогли отпраздновать Орозо айт с угощениями на столе, добрыми мыслями и надеждой на светлое будущее.

Домашний Орозо айт: как мусульмане Кыргызстана отметили праздник в условиях карантина?
© Мир24