Необычные работы в технике цианотипии представили на выставке во Владивостоке
Во владивостокской галерее «Арка» открылась третья персональная выставка Маши Ламзиной «Я — лес». Экспозиция будет доступна онлайн и испытает возможности виртуальной презентации искусства, размещенного в реальном пространстве. Маша Ламзина известна во Владивостоке как дизайнер и художник, и она не разделяет для себя эти роли, интересуясь как функциональными, так и концептуальными сторонами одежды. В новой выставке она продолжает изучать, каким образом этот утилитарный предмет может стать искусством и как преодолеваются ограничения, налагаемые на него человеческим телом. Костюмы причудливых викторианских форм не предназначены для примерки, но выступают как самостоятельные объекты-носители идеи одежды. Зрители, знакомые с предыдущими работами Ламзиной, легко узнают контрастные, будто выбеленные орнаменты на ткани этих костюмов. Однако художник здесь экспериментирует с новой для себя техникой – цианотипией. В основе процесса лежат принципы фотопечати: достаточно покрыть поверхность ткани реагентом и обеспечить контакт с прямым солнечным светом, чтобы получить интенсивный цветовой тон. Изображение при этом создается за счет предметов, создающих тень – в данном случае это травы, листья и плоды, собранные в разных климатических зонах, от австралийских лесов до Владивостока. По сравнению с привычным для Ламзиной трудоемким вытравливанием хлором, где каждая деталь выводится вручную, техника цианотипии кажется довольно бесхитростной. Художник признается, что сознательное упрощение дается ей не без усилий, поскольку в индустрии моды приняты критерии проработанности и качества. Однако именно такое «невмешательство» в процесс создания принтов, запускаемый, но не контролируемый автором, позволяет достичь максимальной точности отпечатка, а естественным формам и процессам – проявиться в нем. «Я – лес» уравнивает действия природы и человека, оспаривая саму идею их противопоставления, пишет искусствовед Адель Ким.